Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Вербилки. Форма "Стандарт", роспись "Персики" ("Слива" "старая").

Данный абзац - это позднейшая вставка в статью, необходимая для понимания читателем дальнейшего текста. Она сделана после того, как автор (то бишь я) узнал, что в соответствии с каталогом Вербилок от 1981-го года, рисунок, о котором, собственно, и идёт речь, официально называется "Персики". Когда я писал данную статью, я этого, естественно, не знал, ориентируясь на разные форумы, посвящённые фарфору. Ну а теперь, когда над "i" точки расставлены, приятного прочтения!

В этой статье я выношу на суд публики послевоенную (1946-го года создания), тогда - перспективную и, как оказалось, очень жизнеспособную форму "Стандарт" завода в Вербилках с по-своему уникальной росписью "Слива" ("старая"). Для начала - галерея с фото предметов этого сервиза с самым популярным крытьём - т.н. "Сливы" на чёрном.

Почему же я называю эту роспись уникальной. На новую для послевоенных лет форму "Стандарт" очень быстро перенесли все рисунки под роспись в "окнах" на крытье, которые были разработаны в Вербилках под стиль АР-ДЕКО в 1930-х годах, и потребитель принял такую замену "на ура". Всё это была сложная и сверхсложная ручная роспись. С середины пятидесятых годов в моду не просто входит, а врывается (поддержанный на самом верху) стиль ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ (в те года он никак не назывался, но все поняли, что ориентироваться надо на европейский NEW STILE с его упрощёнными формами и минималистическим рисунком). Так вот: роспись "Слива" не похожа на стиль АР-ДЕКО с его сложными разноцветными узорами, но и до настоящего МИНИМАЛИЗМА явно не дотягивает. Роспись напоминает шараду, которую надо разгадать, понять - что же именно тут изображено. В "окнах" на крытье нарисованы отдельные образы: листик, цветок, некий розовато-жёлтый вытянутый дынькой плод, обозначающий якобы сливу, позолотой намечены вроде бы веточки. Причём сам рисунок - нечто среднее между АБСТРАКЦИЕЙ, ПРИМИТИВИЗМОМ начала XX-го века и АВАНГАРДИЗМОМ конца 1910-х годов. Из-за обилия красок (розово-жёлтая слива, жёлтый цветок с белыми лепестками, зелёный лист, плюс оттеняющий образы цвет крытья, и веточки, пущенные позолотой) рисунок получился яркий, праздничный и вневременной. Он и сейчас выглядит вызывающе нагло. При этом нарисовать подобные образы может практически любой художник, даже если до того он расписывал предметы просто полосками - лишь бы краски соответствующие под рукой были. Но шараду можно и не разгадывать, а просто принять, что на предметах есть нечто яркое, цветное на тёмном однотонном фоне.

Теперь предлагаю задаться вопросом, который возник у меня, когда я размышлял над данной статьёй. Похоже ли то, что изображено в шараде, на сливу? Вообще, это вечный вопрос, что вертится на языке у любого зрителя, глазеющего на картину, далёкую от реализма. Вот, правда, похож ли розово-жёлтый плод на сливу? А листья у сливы настоящей разве такие резные? Или, скорее, то что нарисовано, похоже на листья дуба? Где у плода сливы художник увидел зелёный околоплодник? Разве у сливы он есть? Неужели художнику нельзя было прийти в сад и посмотреть на дерево сливы, прежде чем взяться за работу?.. Но нет, он не мог. Или не захотел. В конце концов, он художник, он так видит... Друзья, если у вас имеются ответы на эти вопросы, пишите в комментариях.

Роспись "Слива" на чёрном сейчас очень хорошо известна, известна настолько, что на рынке не отыщется продавца, который бы не знал, что предметы в такой росписи совсем уж дёшево не стоят. А ещё эта роспись (из-за своей популярности) была перенесена на дополнительные предметы сервиза. Например, таким образом расписывались пирожковые тарелки, блюда-сухарницы и маслёнка (с крышкой), как дополнительные предметы к сервизу, а также разнообразной формы бокалы с блюдцем (блюдце под бокалы было разработано специальное - больше в диаметре стандартного блюдца для чашек). Расписывали "Сливой" на чёрном и предметы чайного сервиза других форм (не "Стандарта"), и небезуспешно.

Кроме "Сливы" на чёрном, роспись применялась также на голубом (синем) крытье (редчайшая!), на зелёном, бордовом, даже на салатово-жёлтом. Возможно, были и другие колеры для крытья под эту роспись, просто я о них не знаю. Вот пример "Сливы" ("старой") на зелёном.

А вот пример "Сливы" на синем (голубом)...

Бокал с блюдцем в росписи "Слива" ("старая") на крытье бордо (терракот). Лист также охристый, зелёного колера нет вообще, что сразу снижает общее впечатление. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Бокал с блюдцем в росписи "Слива" ("старая") на крытье бордо (терракот). Лист также охристый, зелёного колера нет вообще, что сразу снижает общее впечатление. Фото взято из свободного доступа в интернете.

А как тебе такое, Илон Маск!?

Чайник "Слива" ("старая") на салатовом, почти что на жёлтом! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чайник "Слива" ("старая") на салатовом, почти что на жёлтом! Фото взято из свободного доступа в интернете.

А вот примеры росписи "Сливой" ("старой") на зелёном и на бордо сервиза иной формы (фасона) - не "Стандарт" (см. две следующие галереи). Фасон шестидесятых годов, без молочника. Т.е. стандартный сервиз - 14 предметов на шесть персон. Название фасона и, соответственно, фамилии создателя, пока не нашёл, - если кто-то из читателей мне поможет, заранее благодарен... На фотографиях "Сливы" (старой") на зелёном крытье представлены только большие предметы сервиза - чайник и сахарница. Чашки точно такие же, как на следующем фото (бордо): с вытянутыми ручками, и форме, стремящейся к цилиндру.

Вот ещё один сервиз интересной формы образца середины шестидесятых годов. Сервиз в такой форме выпускался недолго, поэтому полностю отражает своё время - время царствования стиля ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМ, которому присущи простота, стремление (именно стремление!) к технологичности и видению форм Будущего (см. галерею ниже).

Вот пример ещё одной росписи "Слива" на чёрном на предметах из сервиза другого фасона (формы)...

Чайная пара редко встречающейся формы в знакомой росписи. Состояние "идеал". Фото взято из свободного доступа в интернете.
Чайная пара редко встречающейся формы в знакомой росписи. Состояние "идеал". Фото взято из свободного доступа в интернете.

Почему я делаю приписку, что роспись "старая"? Потому что чуть позже на той же самой форме появилась роспись под тем же названием (народное название "Слива", другое народное название "Персик"), но в гораздо более примитивном (в два колера), можно сказать, "технологическом" виде (хотя она также делалась вручную, но новую роспись воспроизвести можно было гораздо быстрее "старой", а рисунок был до того упрощён, что, наверное, зайца научить расписывать фарфор было легче, чем стучать на барабане). На самом деле настолько простую, притом ручную роспись придумал не иначе как гениальный человек. Получился настоящий дешёвый ширпотреб, но с ручной росписью и позолотой! Но о ней (там тоже было крытьё разного колера, но точно не было чёрного и синего) я расскажу отдельно.

Минусы росписи те же, что присущи всей посуде Вербилок 1950-х-1970-х годов. Прежде всего - это нестойкая краска крытья. При постоянном пользовании она очень быстро истиралась. Тоже, естественно, относится и к позолоте. Характерные минусы послесталинского периода - некоторая грубость в росписи и золочении, что часто придаёт посуде Вербилок с крытьём неряшливый вид. Это было связано с постоянными (идущими от самого "верха") указаниями ежегодного увеличения выпуска продукции, что влекло за собой подчас простую интенсификацию ручного труда, то есть мастерица, расписывающая посуду, обязана была выдавать в данном году больше продукции за единицу времени, чем в предыдущем (за ту же зарплату). Ну а итог у таких указаний мог быть один.

По неподтверждённой информации, взятой с форумов, автором росписи "Сливы" ("старой") и "Сливы" ("Персик") является А.А. Чекулина (1906-1986) - легендарный художник завода в Вербилках, создатель таких известных вербилковских росписей как "Райские яблоки" ("Золотой завиток") и "Маки". Более точной информации у меня нет, а хочется знать наверняка, поэтому, друзья, если вы готовы подтвердить или аргументированно опровергнуть данную информацию, пишите в комментариях. Постарайтесь быть вежливыми и обращаться к автору на "Вы".

И напоследок. Чрезвычайно редкое сочетание - роспись "Слива" на чёрном на чайной паре формы стиля АР-ДЕКО.

Чайные пары  на такой форме параллельно с формой "Стандарт" в одинаковых росписях выпускали в Вербилках вплоть до внедрения повсеместно хрущёвского тренда на упрощенчество. Случилось сие на рубеже 1956-го-1957-го годов. С 1957-го года предметы такой формы в Вербилках перестали выпускать. Перестали наносить и сложные рисунки в стиле АР-ДЕКО.  Из рисунков, наносимых на форму АР-ДЕКО, это не коснулось (вроде бы) "Мальвы" и (точно) послевоенной "Сливы" - поскольку рисунки посчитали не слишком сложными, их удалось отстоять.
Чайные пары на такой форме параллельно с формой "Стандарт" в одинаковых росписях выпускали в Вербилках вплоть до внедрения повсеместно хрущёвского тренда на упрощенчество. Случилось сие на рубеже 1956-го-1957-го годов. С 1957-го года предметы такой формы в Вербилках перестали выпускать. Перестали наносить и сложные рисунки в стиле АР-ДЕКО. Из рисунков, наносимых на форму АР-ДЕКО, это не коснулось (вроде бы) "Мальвы" и (точно) послевоенной "Сливы" - поскольку рисунки посчитали не слишком сложными, их удалось отстоять.

О другой популярной вербилковской росписи на форме "Стандарт" под названием "Мальва" ("Шиповник") можно прочесть (и хорошенько рассмотреть в галереях) по этой ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/verbilki-forma-standart-rospis-malva-shipovnik-61d144ed4831e87ad5687f3d

Друзья! Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если хотите в чём-то дополнить или покритиковать автора - пишите комментарии. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Всем, кто дочитал - огромное спасибо!

Еда
6,93 млн интересуются