После окончания ВОВ в Вербилках создали по-своему уникальную форму посуды для чайного (а впоследствии и для кофейного) сервиза - "Стандарт". Она была проста в изготовлении, современна на вид (в те годы), удобна в использовании и, что немаловажно, подходила под любую роспись - от самой дешёвой в виде деколи или простой отводки золотом по канту до сложной ручной росписи разноцветными красками с золочением. В голове вертится сравнение с автоматом Калашникова: простота, удобство и надёжность. Поэтому предметы этой формы осели в семьях самого разного достатка и образования, и везде пришлись ко двору. Конечно, время шло, менялась мода, советские люди знакомились с посудой новых форм, и не только заводов нашей страны, но и стран Социалистического лагеря, таких как ГДР, Чехословакия, Польша, Венгрия, Болгария, что уже в те годы означало конкуренцию. Например, обычная семья, где нет ценителей фарфора, не станет покупать второй гостевой сервиз, если один уже красуется в серванте или складирован в буфете, и если уж приспичит, отдаст предпочтение именно иностранному (потому что "там качество выше"). Однако чашки, блюдца и тарелки для каждодневного пользования взамен битых хозяйка приобретёт, скорее всего, отечественного производства, подешевле, и здесь многие отдавали предпочтение посуде Вербилок.
В сороковые и пятидесятые годы в СССР (при том, что на самых знаменитых заводах разработали много новаторских форм) в росписи фарфора царил застой - расписывали посуду по стандартам 1930-х годов в стиле АР-ДЕКО с национальными особенностями (Я не говорю сейчас про ЛФЗ. ЛФЗ - отдельный разговор, фарфор высочайшего уровня, а на самом заводе никогда не прекращался поиск нового). Для России ещё с XIX-го века большой популярностью пользовалась посуда с т.н. крытьём, т.е. с покрытием однотонного красочного слоя по глазури, в котором либо трафаретным способом оставляли "окна" для рисунка, либо в дальнейшем просто расписывали по крытью. Но всё же основным методом росписи была роспись в "окнах" с крытьём без градиента (градиентом на профессиональном арго называют ослабление (вплоть до нуля) или усиление цвета на поверхности предметов (чаще в процентах, как в современных компьютерных программах)), хорошо опробованная на сервизах 1920-х-1930-х годов.
Роспись "Мальва" была создана ещё в довоенное время (в 1930-х годах), и применялась на ставшей для СССР классической форме сервизов в стиле АР-ДЕКО - с цилиндрическими чашечками и треугольными ручками. Вот такая "Мальва" безо всяких изменений сразу после войны была перенесена на форму "Стандарт". И вот что из этого получилось ("Мальва" на зелёном).
Более редкая роспись на сегодня - это "Мальва" на бордо (коричневом, малиновом, терракотовом, красном).
А вот ещё более редко встречающаяся роспись "Мальва" на синем (голубом).
А вот какова была "Мальва" до появления формы "Стандарт" - на посуде в классической форме АР-ДЕКО...
И напоследок. У данной росписи в народе закрепилось двойное название: кто-то считает данный цветок мальвой, а кто-то шиповником. Давайте разбираться. Вот шиповник (дикая роза, кустарник)...
А вот мальва (травянистое растение)... Трудно сказать что-то определённое, поскольку сам рисунок сделан в манере, где возможны разные толкования. У мальвы множество сортов, лист резной. У шиповника - трилистник. Но вот что характерно - на рисунке показаны завязи цветков, но ни одна из них не имеет формы, характерной для завязи шиповника. Всё-таки, как мне кажется, правы те, кто отдаёт предпочтение травянистой мальве.
Видел и "Мальву" совершенно без крытья, и если будет возможность перенести сюда фото с подобной росписью, обязательно сделаю это. И вот теперь (прошло совсем немного времени) выполняю своё обещание.
Кстати, "Мальву" по крытью уже в шестидесятые-семидесятые годы расписывали ещё и на таком заводе как "Барановка" (Украина, рисунка не даю, чтобы не сбивать впечатления у зрителя\читателя). Но там был другой рисунок и другая форма предметов (да и другой объём). Тоже сегодня считается неплохим трофеем для любого собирателя фарфора.
P.S. Вообще, росписей в "окнах" с крытьём только на вербилковской форме "Стандарт" есть хоть и не великое, но множество (это без Дулёво!). Но другие росписи я покамест приберегу для следующих статей.
Друзья! Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Всем, кто дочитал - огромное спасибо!