Все мы периодически посещаем различные концерты. Это не всегда концерты звезд эстрады и рок-фесты. Это может быть и мероприятия, которые устраивают школы, детские сады и другие учреждения в которых участвуют наши дети или дети наших друзей и родственников. И если в случае с различными рок-звездами зачастую бывает справедливо утверждение «зачем ты носишься со своей быдло-зеркалкой, когда завтра в интернетах появятся сотни качественных фото от профессионалов с оборудованием за полмиллиона денег», то в случае с выступлением наших детей, мега-профи с Nikon D4S в зале может и не оказаться, а сам концерт через несколько лет канет для большинства в небытие без хороших фотографий. Да и в случае с концертами профессиональных музыкантов бывает просто приятно иметь именно тобой запечатленный момент — его точно не окажется ни у кого!
Возьмем для начала концерты, которые устраивают в специально подготовленных помещениях. Зачастую в таких организациях существует специальный человек, который работает со светом.
Он следит, чтобы выступающие были хорошо и красиво освещены всевозможными софитами и другими световыми приборами. Запомните раз и навсегда: на концертах никогда не используют вспышку. И не только по этическим соображениям. Как я уже неоднократно говорил — встроенная или накамерная вспышка нужна только в том случае, когда без нее изображение получить невозможно. Обратите внимание на первое фото в начали поста. Оно сделана без вспышки при выдержке 1/160 и ISO200. Правда диафрагма выставлена в значении f/2.8, что недоступно для штатного объектива, но в этом случае можно увеличить выдержку до 1/100 и ISO до ISO400-ISO800. Если же Вы используете объектив со стабилизатором, то выдержку можно увеличить и до 1/50 и, даже, длиннее — в зависимости от фокусного расстояния.
При съемке желательно, чтобы у Вас была возможность передвигаться по залу хотя бы в каких-то пределах. Съемка концерта с одной точки хороша для 3-5 фотографий, но если Вы отснимите полный концерт с одной точки, то сотня фото с одного ракурса будет выглядеть не очень выгодно. Хотя с этим может быть проблема. На некоторых концертах охранники очень бдительно следят за, тем чтобы зрители сидели на своих местах и фотографировать разрешается только с места. В этих случаях — если есть желание — необходимо договориться с организаторами заранее. При перемещении по залу, следите за тем, чтобы Ваша широкая спина (а, возможно, и вполне стройная) не мешала другим людям смотреть на сцену или производить съемку — уважайте окружающих.
Итак: переведите камеру в режим съемки M, выставьте минимальное значение диафрагмы для не светосильного объектива, или f/2.8-f3.2 — для светосильного (зумы с постоянной светосилой f/2.8 рекомендую выставить в значение от f/3.2-f4, иначе возможно размыливание изображения, характер которого зависит от объектива — выясняется опытным путем), а выдержку 1/100-1/200 для не стабилизированного объектива, или 1/50-1/100 — для стабилизированного. Сделайте кадр, оцените его освещенность с помощью гистограммы и подкорректируйте с помощью ISO. Если ISO приходится выставлять слишком большим (ISO1600-3200) — увеличьте выдержку.
После того, как Вы получили нормально проэкспонированный кадр, дальше — до конца концерта зачастую уже ничего не требуется менять. Меняется, как правило — характер света (различные спец эффекты и пр.), а интенсивность остается одинаковая. В любом случае, Вы всегда сможете определить, что было включено дополнительное освещение и адекватно на это отреагировать.
Однако бывает, что концерт проходит в каком-нибудь ночном клубе, где освещение сцены значительно хуже, либо его нет вовсе. В этом случае придется поднимать ISO до ISO3200-ISO6400 и выставлять минимальное значение диафрагмы. Такие фото, как правило малопривлекательны и будут иметь ценность только для Вас.
Фотографии с концерта, сделанные другим человеком (пусть он, хоть, самый профессиональный профессионал) для нас не настолько ценны, как собственные, возможно, худшего качества. Глядя на снимок, сделанный своими руками мы каждый раз вспоминаем это событие — в каком месте находились, что в этот момент происходило вокруг.
Никогда не слушайте тех злопыхателей, что презрительно косятся на человека с фотоаппаратом, сетуя на то, что «понабрали зеркалок и все возомнили себя Брессонами» — это ограниченные люди без фантазии. Снимайте на здоровье!