Найти тему

Об образности Св. Писания и пророческих свидетельствах книги Откровение

Оглавление

.

В предыдущих публикациях канала канала достаточно подробно говорилось о том, что образы и свидетельства последней книги Св. Писания при рассмотрении их с различных «смысловых ракурсов» и выглядят, и воспринимаются по-разному. Однако в конечном итоге такие отличия не опровергают, а удивительным образом дополняют друг друга, формируя перед взором новозаветных тайнозрителей совершенную и величественную картину существующей и грядущей новозаветной реальности.

Соответственно, положенный в основу дальнейших рассуждений взгляд на Откровение Иоанна Богослова как на связанные друг с другом иносказательные евангельские сюжеты не исключает иные варианты разумения, но представляет собой один из возможных умственно-логических подходов, предполагающий рассмотрение образов и видений Откровения в качестве свидетельств об исполнении в Церкви Христовой и в «мире сем» всех самых значимых библейских пророчеств времен Ветхого Завета.

Другими словами, несмотря на то, что сюжеты и видения последней книги Св. Писания различаются между собой и «визуальными» формами, и действующими лицами, и местом действия, и происходящими событиями, и степенью эсхатологичности этих событий (то есть близостью происходящего к самому концу времен), и т.д., — эти различия касаются исключительно способов представления вселенских евангельских истин. При этом по существу, т.е. по самой сути, все образные сюжеты книги Откровение не просто связаны между собой множественными логическими связями, но являются пророческой симфонией, придающей совершенное звучание каждой детали и каждому смысловому оттенку явленных тайнозрителю образов и видений.

Конечно, тем людям, кто хорошо знаком с книгой Откровение и даже без обращения к первоисточнику осознает, какое множество свидетельств содержится в каждой ее главе и в каждом ее образе, подобное «всеобщее смысловое единство» может показаться невероятным. Однако такое единство невероятно только на уровне буквального восприятия представленных в книге смыслов, — но на языке пророческих образов последняя книга Св. Писания легко совмещает несовместимое, собирая различные на первый взгляд буквальные события в единую и цельную смысловую панораму.

В качестве одного из возможных наглядных примеров подобной собирательной образности, соединяющей не связанные в буквальном смысле понятия и события в одно и единое целое, можно привести притчи Господа о Царствии Небесном, представленные во всех синоптических Евангелиях.

Так, одна из этих притч уподобляет Царство Небесное малому зерну, способному превращаться в «великое дерево» и «возрастать до небес»:

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его (Лк.13:18-19)

.

Семена черной горчицы
Семена черной горчицы

.

Другая притча представляет Царство Небесное великим сокровищем, ради обретения которого человеку стоит расстаться со всем своим «земным имением»:

Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф.13:44)

.

А «притча о десяти девах» прорисовывает Царствие Небесное в образе девушек со светильниками, ожидающих своего жениха:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху (Мф.25:1)

(В этом же контексте можно упомянуть и притчу о растущем семени, Мк.4:26-29; и притчу о работниках, нанятых в разное время, но получивших равную плату, Мф.20:1-16; и притчу о закваске, Мф.13:33, и т.д.)

Очевидно, что в буквальном прочтении притчи Спасителя выглядят отдельными «самостоятельными» историями, описывающими совершенно разные события, которые приходят к различным и никак не связанным между собой результатам. Однако в небуквальном, возвышенном, горнем смысле во всех без исключения притчах прорисован процесс осознания и обретения человеком тех обетований, которые предвозвещались ветхозаветными пророками и открылись для уверовавших в Господе Иисусе Христе.

(При этом все верующие понимают, что каждое из представленных в притчах иносказаний, рассматриваемое по отдельности, не претендует ни на полноту, ни на «буквальность» описаний как самого Царства Небесного, так и тех действий, которые призваны помочь уверовавшему человеку достичь желаемой цели.

Кроме того, можно заметить, что благодаря явной аллегоричности притч Спасителя суть самого Царствия и тех усилий, которые необходимы для его достижения, надежно защищены от любых упрощенных толкований и не могут восприниматься узко и ограничено.

Но если человек терпеливо собирает такие свидетельства в единую систему понятий, — «непохожесть» различных иносказаний не просто не мешает, но помогает ему и на умственном, и на чувственном уровне вознестись умом и сердцем к их единому и всеобщему возвышенному смыслу)

Именно так представлены вселенские новозаветные смыслы и в книге Откровение Иоанна Богослова: разные «видимые» образы и различные состояния и действия прорисованных в книге персонажей обозначают смысловые контуры вселенских событий так, что человеческий ум не может ни упростить, ни ограничить эту глобальную картину без явного искажения тех свидетельств, из которых эта картина складывается. Так что «локальные» и «слишком буквальные» толкования Откровения всегда выглядят надуманными, — и при этом вступают в явное противоречие с буквальными смыслами других видений и сюжетов.

Что касается тех пророческих образов, в которые облекаются свидетельства последней книги Св. Писания, — они отнюдь не уникальны, то есть не принадлежат исключительно Откровению, но присутствуют или в одной, или сразу в нескольких книгах ветхозаветного канона (хотя и с разной степенью очевидности). И хотя многие современные толкователи видят в таких совпадениях только отвлеченные подобия и аллюзии (т.е. косвенные и ассоциативные обращения к ветхозаветным образам для прорисовки «новых» смыслов и «новых» пророчеств), — на самом деле каждое такое совпадение есть удивительное и совершенное свидетельство об исполнении в Господе Иисусе Христе и в новозаветной реальности именно тех библейских пророчеств, подобия которым «читаются» в видениях Откровения.

Тем не менее, рассмотреть и описать все буквальные и образные связи между сюжетами книги Откровение и ветхозаветными пророчествами не представляется возможным: последняя книга Св. Писания наполнена и исполнена подобными свидетельствами настолько, что любая попытка их «учета» и «систематизации» или выглядит упрощенной и даже примитивной, или впрямую сталкивается с понятием бесконечности. Кроме того, исполнение ветхозаветных образов и пророчеств представлено в Откровении в различных контекстах, и связано между собой в каждом из этих контекстов, — так что каждый следующий логический шаг приводит к многократному расширению и умножению взаимных ссылок и свидетельств. И в результате для всякого человека, совершающего попытку осознать всю полноту смыслов книги Откровение, рано или поздно главной преградой становится его собственное несовершенство. А единственное, что остается очевидным, — это тот факт, что «интеллектуально» вместить всю полноту Божественного Откровения человек в принципе не способен.

(Передать другому человеку ощущение собственной интеллектуальной немощи практически невозможно. Подобную беспомощность можно ощутить только внутри себя, — и вовремя остановиться, чтобы не повредить поспешными и ограниченными умозаключениями чистоты и полноты совершенных Божественных смыслов)

Поэтому некоторые не вполне очевидные свидетельства книги Откровение далее будут только обозначены (без подробных толкований), — а когда в отношении какого-то вопроса приводятся развернутые комментарии, эти комментарии не претендуют на полноту, и не ограничивают те смыслы, которые остались неупомянутыми.

И по этой же причине предложенные далее рассуждения не являются толкованиями, за пределами которых у сюжетов и образов Откровения не остается существенных смыслов. Более того, в некоторых случаях упоминание сразу нескольких «пророческих линий» призвано представить более наглядным тот факт, что настоящей полноты человеку просто не вместить.

При этом в отношении порядка рассмотрения представленных в Откровении образов и пророчеств можно отметить, что вселенская смысловая общность ее свидетельств важнее и весомее той последовательности, в которой они открываются тайнозрителю, — поэтому их лучше воспринимать не обособленно, и не последовательно, и не параллельно, а собирательно, и только потом «раскладывать» эту единую и цельную панораму на некие логические и временные последовательности. Причем при правильном, т.е. при возвышенном и обобщающем восприятии, в размышлениях о том, когда и в какой последовательности происходят или будут происходить те или иные локальные события, вообще не возникнет необходимости.

А поскольку удержать перед умственным взором всю полноту столь масштабного свидетельства ни практически, ни теоретически невозможно, — всякий человек должен реально оценивать свои силы и не стремиться любой ценой «овладеть» всеми без исключения смыслами книги Откровение (т.е. лучше временно ограничиться малым, чем сразу не вместить и утратить многое).

(В этом смысле можно предположить, что определенная «промыслительная прикровенность» свойственна самому «языку», которым ведется повествование, и не может быть «окончательно снята» подобно покрывалу даже при условии, что человек верно воспринимает все основные смыслы, сокрытые под этим покрывалом)

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: О субъективном восприятии Апокалипсиса и единстве образов книги с писаниями Ветхого и Нового Заветов

Предыдущая статья: Еще раз о глобальных собирательных смыслах книги Откровение

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #евангельские сюжеты в Откровении Иоанна #единство сюжетов и образов Откровения Иоанна #библейские притчи и иносказания в книге Откровение Иоанна Богослова