Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича и дочери Неженского купца Марии Николаевны. Однако отец ушел из семьи и с трехлетнего возраста Серёжа воспитывался в семье дедушки. В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве. В 1917 году пошел в 1-й класс гимназии в г. Одесса, но скоро гимназию закрыли. Начальное обучение получил дома - его мать и отчим были учителями. В 1922-1924 годах учился в строительной профессиональной школе, где занимался в различных кружках. В 1921 году познакомился с летчиками Одесского гидроотряда, увлекся авиацией, стал участвовать в жизни авиационного общества как лектор. В возрасте 17 лет стал автором проекта безмоторного самолета (планера) «К-5», который защитил перед компетентной комиссией. В 1924 году поступил в Киевский политехнический институт по профессии авиатехника. За два года освоил общие инженерные дисциплины и стал спортсменом- планеристом.
Осень 1926 года переводится в МВТУ имени Баумана в Москву, где защитил дипломный проект самолета «СК-4». По его проектам были построены летательные аппараты – планеры «Коктебель», «Красная звезда», самолет «СК -4».
После встречи с Циолковским, его увлекли мечты о полетах в стратосферу, теория реактивного движения Циолковского.
В 1931 году Сергей Павлович и Цандер добились, с помощью «Осоахима», создания в Москве группы изучения реактивного движения (ГИРД). С апреля 1932 года группа стала государственной конструкторской лаборатории по разработке летательных аппаратов. Были построены и проведены пуски первых советских ракет на жидком топливе - «ГИРД - 9» и «ГИРД -10». 17 августа 1933 года был осуществлен первый пуск ракеты ГИРД.
В 1933 году Московский ГИРД и Ленинградская Газодинамическая лаборатория были объединены в Ракетный НИИ под руководством Клейменова. Королев стал у него заместителем. В 1935 -1936 годах удалось довести до испытания две ракеты – «212»- с жидкостным ракетным двигателем и «217», пороховым двигателем. Из-за сокращения расходов на перспективы ракетной техники, Королев оставляет пост заместителя и назначается на должность начальника сектора. Ему было присвоено звание лейтенанта ВВС РККА, затем старшего лейтенанта. Воинское звание дивизионный инженер инженерно- авиационной службы было присвоено при назначении заместителем начальника РНИИ по научной работе в 1933 году. Был освобожден от должности в начале 1934 года и был уволен с действительной воинской службы в запас РККА. Звание, соответствующее генерал-лейтенанту получил в возрасте 26 лет.
Королев был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве после ареста Клейменова и других работников РНИИ. Его обвинили по самой тяжкой статье 58-7 –«Подрыв государственной промышленности, совершенный в контрреволюционных целях путем использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности». И ст. 58 -11-«всякого рода организация деятельности, направленной к подготовке и свершению в настоящей главе преступлений».
К обвинению стандартно добавили, что с 1935 года он входил в троцкистскую вредительскую организацию, проводил преступную работу по срыву отработки и сдаче на вооружение РККА новых образцов вооружений. Арест был результатом склоки между талантливыми инжинерами-конструктарами, чем всегда отличались коллективы ученых, который старался протолкнуть свое изобретение. Инженер Костиков, изобретатель реактивных снарядов – «Катюши» (Что потом было оспорено в 1957 году.), написал донос на руководителя НИИ Клейменова в НКВД. Клейменов написал свой донос на Костикова. Королев и Глушко попытались не присоединиться ни к одной группировке. И как итог – донос на него и арест, обвинение по ст.58-7 и 58-11. 8 месяцев продолжалось следствие следователями Ежова с применением физических методов. По некоторым данным, был подвергнут пыткам, ему сломали челюсть. Признал себя виновным, приговор военной коллегии Верховного суда, -10 лет ИТЛ, и отправлен на Колыму. Попал на прииск Мольдяк, Западного горнопромышленного управления и был занят на общих работах. После 6 месяцев пребывания в лагере и его писем в Москву, был вызван да новое расследование. Но, к счастью, опоздал на пароход из Магадана, который утонул во время шторма в Охотском море, и погибло 700 человек.
Был эпатирован в Москву, куда прибыл летом 1940 года. Это уже было время «бериевской оттепели», физическое воздействие было запрещено. Обвинение по ст.58 -7 и 58 -11 не был подтверждено. Но ходе расследования и было установлено не целевое использование государственных средств. Королева обвинили в «левой» разработке, на которую было истрачено 120 тыс. государственных средств. Этой разработкой была … реактивная крылатая ракета! Но во время ее испытаний, выяснилось, что она неуправляемая, а значит, деньги потрачены зря. На полигоне, одна из них даже упала на блиндаж государственной комиссии. Покушение на жизнь генералов доказать не удалось, раз специалисты дали заключение о невозможности ею управлять. 10 июня 1940 год Пленум Верховного Суда, после расследования, снизил срок до 8 лет ИТЛ.
Мы знаем из моих «бериевских» публикаций, что Берия старался использовать осужденных по их специальности и Королев по личному заявлению был переведен в шарашку, КБ Туполева, где работал по специальности до 1942 года.
В 1942 году был переведен в КБ тюремного типа (ОКБ) при Казанском авиационном заводе №16, где велись работы над ракетными двигателями с целью их применения в авиации. В начале 1943 года был назначен главным конструктором группы ракетных установок, занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика «ПЕ-2». Освобожден из заключения в 1944 году. 8 сентября 1945 года Королев и Глушков вылетели в Берлин, что бы в Тюрингии участвовать в изучении трофейной ракетной техники.
В 1945 году, летом, они оказались в Германии. Группе, в которую они входили, поставили задачу найти и вывезти в СССР все, что касается производства ракет в ФАУ-2 в Германии. Но, к этому времени, США уже успели вывезти за океан более 100 готовых ракет и большую группу ведущих специалистов немецкого ракетостроения во главе с Вернером Брауном. Советским специалистам достались только отдельные агрегаты ФАУ-2 и наземное оборудование для пусков ракет, некоторое количество документации и несколько немецких специалистов.
В 1946 году там был создан новый советско-германский институт «Нордхаузен», главным инженером которого Королев и был назначен. В 1946 году советским специалистам удалось собрать около двух десятков ракет, провести пуск одной из них. Пуск ракеты произвел на Королева огромное впечатление, и он понял, что все, что они делали до войны - детские игрушки, немцы намного опередили советские разработки.
Все ракеты и пусковое оборудование было отправлено в подмосковные Подлипки, где был создан распоряжением правительства НИИ-88. Для изучения и копирования ракет ФАУ-2 на Московском заводе №88 в конце 1945 года было организовано Специальное Конструкторское Бюро по ракетной технике (СКБРТ). Королева назначают руководителем изготовления копий ФАУ-2. В 1946 году он был назначен начальником отдела № 3 НИИ, затем главным конструктором.
В 1947 году осужденный и не реабилитированный Королев встречался со Сталиным по его личной инициативе. Наталья Сергеевна, дочь Королева вспоминала: «Отца поразила компетентность Сталина в вопросах о ракетах. Он цитировал документы Института, в котором Королев работал до ареста, задавал предметные и заранее записанные вопросы… Отец всегда очень высоко отзывался о Сталине и тоже, как все вокруг, считал, что репрессии это ошибка».
18 октября 1947 года состоялись первые пуски собранных копий ФАУ-2, их летные испытания. Параллельно с пусками ракет, Королев начал работать над созданием своей ракеты Р-1, с двигателем В. Глушкова. С 1948 года начались летные испытания ракет Р-1 – аналогов ФАУ-1, которые были приняты на вооружение с 1950 года.
Первый пуск ракеты Р-1 состоялся 10 октября 1948 года. Головная часть ракеты составила 1,5 тонны, дальность полета – 600 километров. Королеву была поставлена задача - создать ракету большой грузоподъемности для военных целей. Ему пришла идея решить эту задачу с помощью сборки ракет - из центрального блока (вторая ступень) и четырех боковых блоков – первая ступень. 24 апреля 1950 года было создано ОКБ-1 НИИ-88 , и Королев стал главным конструктором. Так была создана Ракета Р-7 , которая первой поступила на вооружение с ноября 1950 года.
Королев уже в феврале 1948 года доложил руководству о своих планах проводить опыты с засылкой в космос животных. Берия назвал его мечтателем и лишь уточнил, не помешает ли это решению главной задачи – создать ракету, способную достичь США? Королев заверил его, что не помешает, а наоборот, поможет. Решили готовить к полетам собак, так как собаки легко поддаются дрессировке. Кроме этого, вопрос обсуждали с медиками, которые дали добро. Кандидатов в космонавты отбирали из дворняжек, не тяжелее 6 кг, и весом не выше 35 см. Всего было отобрано 48 собак. Несколько месяцев собак подвергли тренировке и дрессировке. Они прошли все виды испытаний: центрифугу, вибростенд, барокамеру, нахождение без движения в ограниченном пространстве, даже тренировки во время полетов на самолете, чтобы собаки не боялись сильных звуков работающих двигателей. Этим занимались, в частности, профессор В.И.Чернов и доктор медицинских наук В.И.Яковлев.
Сам Королев еще в феврале 1948 г. выдал задание своим помощникам на проектирование кабины для полета собак на высотной ракете, разработку специального скафандра. Первые запуски собак начали готовить уже с 1949 года, так как начали выполнение программы пусков геофизических ракет типа В-2 А. Первый запуск геофизической ракеты с двумя собаками в герметической кабине был осуществлен в СССР 22 июля 1951 года. Всего в 1951 году было 9 пусков, 5 полетов собак завершились успешно, причем собаки Альбина, Козявка и Малышка слетали на высоту до 100 километров несколько раз. В герметических блоках их запускал на заданную высоту, потом происходило отделение головной части от корпуса ракеты. На высоте 6-8 км. раскрывался парашют, и животные спускались на Землю. Общее время полета занимало всего 15 - 20 минут.
Всего пусков ракет с собаками в СССР состоялось 48, из них успешных 22. По баллистической траектории 29, орбитальных полетов 7. Так что, советские космонавты, своим успешным полетам обязаны собакам, которые первыми полетели в космос. При полетах на геофизической ракете В-5-В была достигнута высота 512 километров, при весе полезной нагрузки в 1300 кг. Это был уже космос, но это были пока вертикальные полеты.
За три месяца до запуска первого спутника с Королева была снята судимость, а после запуска стал Героем Социалистического труда. 3 ноября 1957 года на корабле «Спутник-1», с космодрома Байконур была запущена в космос, на орбиту вокруг Земли, собака «Лайка», погибшая через 8 часов от перегрева и стресса.
27 июля 1960 года, на корабле «Восток», совершили суточный полет собаки «Белка» и «Стрелка» и благополучно вернулись на Землю. В 1964 году, мне довелось видеть этих героинь полета в вольере зоопарка Москвы. Началась подготовка первых космонавтов. Итогом титанической работы Сергея Павловича Королева стал первый в мире орбитальный полет 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» Юрия Алексеевича Гагарина, последующие полеты. Умер С. П. Королев в 1966 году.