У американских реднеков есть народная частушка - про некоего Cotton-Eye Jo (Ванька Ватный Глаз по-нашему; а дословно по-американски - Джо Хлопковый Глаз).
Песня эта, хотя и стала популярной только в 1990-х, на самом деле была написана еще, наверное, в конце 19-го века. Может быть, даже во время гражданской войны в США.
Фабула там примитивная (как и все кантри). Основной сюжет там крутится вокруг того, что в какую-то местность пришел некий Джо Хлопковый Глаз, соблазнил (околдовал) там всех девок и увел их в неизвестном направлении. И теперь местным мужикам не на ком жениться. По нынешним американским временам, жутко неполиткорректная песня.
При этом ни один американский исследователь не может толком объяснить - а кто такой вообще был этот Джо с хлопковыми глазами?
Одни считают, что это был негр с хлопковых плантаций. Мол, сам он был чернущим, и только глаза у него были как хлопок. Но это не объясняет увод американских девок. Ибо во-первых, белые американцы тогда бы этого негра просто бы линчевали - он бы и до их селения добраться не успел. А во-вторых, какая благочестивая американская белая протестантка пошла бы за негром? В девятнадцатом-то веке? Они их за людей-то только в 1960-х годах считать начали. И то - под угрозой обвинения в расизме.
Другие считают, что этот Джо - это какой-то слепой человек. У него на глазах были бельма, и это напоминало хлопок. Но эта версия тоже не годится. Во-первых, слепой внешне не привлекателен. А во-вторых, как бы этот слепой смог добраться до того американского местечка? По навигатору с голосовыми подсказками?
В общем, куды ни глянь, нормальных объяснений у американцев нет. Хотя любому человеку, знакомому с фольклором северной Руси, феномен этого хлопкоглазого Джо удивительным не покажется. Это ж наша северная "чудь белоглазая" - по описанию, один в один.
Многие русские исследователи Севера, когда описывали фольклор местных жителей (причем совершенно разных - русских, ненцев, зырян, юкагиров, эвенков и далее по карте), часто отмечали, что, мол, живет под землей некий странный народец. Ростом они невелики, кожа у них серая, а сами они владеют какой-то магией - могут внезапно появляться и исчезать. И еще глаза у них странные - белые какие-то. Посмотришь в такие глаза - память потеряешь. И зовут их все по-разному: чудь белоглазая, сихиртя, сендушные и т.д.
А еще ента чудь белоглазая девок воровать горазда. Мол, у самих у них с воспроизводством что-то не получается, так они у людей, бывает, девок воруют.
Видите? Сюжет с американским хлопкоглазым Джо повторяется один в один. А дальше все просто. Предки нынешних американских индейцев - народы севера Евразии - перебираются через Берингов пролив в Америку и начинают жить там. Вместе с собой они перевозят и свои легенды - в том числе и про белоглазых гномов.
Кстати, здесь очень может быть, что этот белоглазый народец они могли видеть также и на американской земле - см. карту Ледовитого океана.
Ну и вот эти индейцы живут себе в США, хранят свои традиции, легенды, ритуалы, сказки. И тут -бац!- приезжают англосаксы и начинают планомерно уничтожать местное население.
Да только вот культуру уничтожить гораздо сложнее - что-то от нее завсегда останется. Может быть, какие-то образы, какие-то слова, какие-то поведенческие привычки. Вот услышал американский колонист от местного случайно выжившего индейца легенду про мужика с белыми глазами, который девок ворует, - а объяснить ее уже некому. Сам индеец это помнит через пень-колоду, а шамана, который мог все это по полочкам разложить, давно расстреляли. Вот в результате и появляется никому не известный неуловимый Джо, про которого ни один пришлый американец накопать ничего не может.
Я не зря в начале статьи упомянул частушку. Дело в том, что сам текст этой американской песни очень хорошо ложится на размер русских частушек. Вот, я тут перевел навскидку:
Каб не Ванька Ватный Глаз,
Я б женатый был сейчас.
Ты куда на этот раз
И откуда, Ватный Глаз?
Он пришел к нам на село будто бы метелица:
Сильный, буйный, а глаза - словно вата белятся.
А улыбка у его была словно пушка.
С этим всем зашел он к нам побузить немножко.
Каб не Ванька Ватный Глаз,
Я б женатый был сейчас.
Ты куда на этот раз
И откуда, Ватный Глаз?
Этот Ванька на селе был как чисто бедствие:
Свел всех девок из села он без суда и следствия.
Убежали вслед за Ванькой девки наперегонки.
И остались после Ваньки на селе лишь мужики.
Каб не Ванька Ватный Глаз,
Я б женатый был сейчас.
Ты куда на этот раз
И откуда, Ватный Глаз?