Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Он производит смуту и по смерти»

«В 12-ть, т. е. в полночь, явились жандармы, полиция: шпионы — всего 10 штук, а нас едва ль столько было! Публику уже не впускали. В 1-м часу мы вывезли гроб в церковь Конюшенную, пропели заупокой, и я возвратился тихо домой».

Дневниковая запись А.И.Тургенева… Что стоит за ней?

То, что отпевание поэта состоялось не там, где первоначально предполагалось, известно, наверное, всем.

Однако состоялось отпевание не в Исаакиевском соборе, как предполагалось, а в храме Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, находящемся недалеко от дома поэта.

-2

Раньше часто можно было встретить высказывание, что-де само отпевание Пушкина в Конюшенной церкви заключало в себе унижение.

Как раз это утверждение неверно. Существует письмо В.А.Жуковского к А.Х.Бенкендорфу, написанное через некоторое время после похорон поэта. Конечно, много претензий можно предъявить Жуковскому, стремившемуся подчеркнуть особую милость императора к Пушкину, но думаю, что в данном случае ему можно верить безусловно. Многое из произошедшего вызвало у Василия Андреевича обиду и даже несвойственный ему гнев, поэтому давайте перечитаем строки его письма.

Пока я пропускаю ту его часть, где Жуковский пишет об упрёках в «утаивании» каких-то пушкинских бумаг. Смотрим на то, что относится к отпеванию поэта. «Граф Строганов… назначил для отпевания Исаакиевский собор, и причина назначения была самая простая: ему сказали, что дом Пушкина принадлежал к приходу Исаакиевского собора; следовательно, иной церкви назначать было не можно; о Конюшенной же церкви было нельзя и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение, в коем и нужды не было, ибо имели в виду приходскую церковь».

Итак, Конюшенная церковь – придворная. При её строительстве учитывались указания императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, на первом этаже её была установлена «печальная колесница», доставившая в Петербург тело Александра I. Так что никакого «унижения» в отпевании Пушкина здесь, разумеется, не было (любопытно, что двадцать лет спустя именно в ней была отслужена первая в России панихида по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке).

Оскорбило друзей поэта другое. «Назначенную для отпевания церковь переменили, тело перенесли в неё ночью, с какой-то тайною, всех поразившею, без факелов, почти без проводников; и в минуту выноса, на который собралось не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились о умершем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражею проводили тело до церкви», - описывает Жуковский. А потом добавит: «И, признаться, будучи наполнен главным своим чувством, печалью о конце Пушкина, я в минуту выноса и не заметил того, что вокруг нас происходило; уже после это пришло мне в голову и жестоко меня обидело».

Почему же всё было сделано так? Жуковский пишет: «Вдруг полиция догадывается, что должен существовать заговор, что министр Геккерн, что жена Пушкина в опасности, что во время перевоза тела в Исаакиевскую церковь лошадей отпрягут и гроб понесут на руках, что в церкви будут депутаты от купечества, от Университета, что над гробом будут говорены речи (обо всём этом узнал я уже после по слухам)».

Что из этого верно? «Студенты желали в мундирах [идти за гробом] быть на отпевании; их не допустят вероятно. Также и многие Департаменты: напр. Духовных дел иностр. Исповеданий», - писал А.И.Тургенев А.И.Нефедьевой. Он же сообщал брату: «Вчера народ так толпился, — исключая аристократов, коих не было ни у гроба, ни во время страдания, что полиция не хотела, чтобы отпевали в Исак. Соборе, а приказала вынести тело в полночь в Конюшенную церковь, что мы, немногие и сделали, других не впускали. Публика ожесточена против Гекерна и опасаются, что выбьют у него окна».

А вот воспоминания И.И.Панаева: «Университетская и литературная молодёжь решила нести гроб на руках до церкви; стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми… Мы решили рано утром в день выноса тела явиться на квартиру поэта и присоединиться к тем, которые будут нести гроб… В 8 часов утра мы подъезжали к дому, где жил Пушкин. К удивлению нашему, около дома не было ни одного человека. Мы сошли с дрожек и вошли на двор. Подъезд был заперт. Дворник объявил нам, что уж тело в церкви. Мы отправились к церкви. Вся Конюшенная площадь была усыпана народом. В церковь пускали только по билетам, а у нас билетов не было… Квартальные так и сновали в толпе. Жандармы верхом окружали площадь…»

Да, наверное, боялись таких горячих голов. Интересны некоторые свидетельства, дневниковые записи современников. Ф.П.Литке (учёный-мореплаватель в то время был воспитателем великого князя Константина Николаевича) запишет: «1 февраля. Сегодня похоронен Пушкин. Он производит смуту и по смерти». Уже известная нам М.К.Мердер – «Сегодня состоялись похороны Пушкина, при участии громадной толпы».

И ещё – строки из письма А.И.Тургенева: «Сегодня, ещё прежде дуэли, назначена и в афишках объявлена была для бенефиса Каратыгина пиеса из Пушкина: “Скупой рыцарь“, сцены из Ченстовой трагикомедии. Каратыгин, по случаю отпевания Пушкина, отложил бенефис до завтра, но пиесы этой играть не будет! — вероятно, опасаются излишнего энтузиасма».

Как говорится, для справки: Василий Андреевич Каратыгин (кстати, первый исполнитель роли Чацкого) для Пушкина, как и для многих своих современников, был символом русского театра (в одном из писем поэт укорял Натали за посещение театра в Калуге: «В Петербурге ты никогда и не думаешь посмотреть на Каратыгиных»).

Об отношениях с Пушкиным вспоминала жена артиста А.М.Каратыгина-Колосова: «Впоследствии времени, уже в начале тридцатых годов, Александр Сергеевич при И.А.Крылове читал у нас своего «Бориса Годунова». Он очень желал, чтобы мы с мужем прочитали на театре сцену у фонтана, Димитрия с Мариною. Несмотря, однако же, на наши многочисленные личные просьбы, гр. А.X.Бенкендорф, с обычною своею любезностью и извинениями, отказал нам в своем согласии: личность самозванца была тогда запрещённым плодом на сцене.

После того Пушкин подарил моему мужу, для его бенефиса, своего “Скупого рыцаря”... Но и эта пьеса не была играна при жизни автора по каким-то цензурным недоразумениям...». И сейчас отменился назначенный уже бенефис и - нарочно не придумаешь! - вместо пьесы Пушкина на сцене Александринского театра 2 февраля 1837 года шёл водевиль под названием «Сцепление ужасов».

Каратыгины, к слову, тоже отдали последние почести поэту: «Одним словом, дружественные наши отношения к Пушкину продолжались по самый день его несчастной кончины. В самую её минуту я дожидалась в санях у подъезда квартиры Александра Сергеевича, известясь о его положении: муж мой, выйдя ко мне с графом Виельгорским и князем Петром Андреевичем Вяземским, сообщил мне тогда роковую весть, что Пушкина не стало!

По присланному нам приглашению от Наталии Николаевны Пушкиной, мы с мужем присутствовали при отпевании великого поэта в Конюшенной церкви; мы оплакивали его, как родного... Да и могло ли быть иначе!»

А.М. и В.А.Каратыгины
А.М. и В.А.Каратыгины

*****************

Прежде чем перейти к рассказу об отпевании поэта (о нём речь в следующий раз – негоже писать о таком в самом конце статьи!), ещё об одной неточности, свидетельствующей, как осторожно надо подходить к имеющимся свидетельствам. В письме А.И.Тургенева мы читаем: «Тут и Энгельгард — воспитатель его, в Царско-Сельском Лицее; он сказал мне: 18-ый из моих умирает, т. е. из первого выпуска Лицея».

Трудно сказать, чья тут ошибка, но она несомненна: до Пушкина умерло семеро его однокурсников (я обо всех в своё время писала), о смерти одного из них, С.Ф.Броглио, в России тогда не знали. При Энгельгардте было ещё два выпуска лицеистов (он директорствовал до 1823 года) – умерло ли из них десять человек? Не знаю (я нашла сведения о двоих)…

В комментариях я довольно часто встречаю вопросы, состоял ли Пушкин на тайной госслужбе, ссылки на всевозможные телепередачи, трактующие ту или иную страницу биографии поэта. Сейчас стало модно отыскивать что-то новое, придумывать и, главное, фантазируя, домысливать то, чего в принципе быть не могло (я уже приводила примеры, как сторонники теории «Пушкин=Дюма» изменяют факты «рассудку вопреки наперекор стихиям»).

Неточностей в свидетельствах достаточно много. И, умоляю вас, давайте не будем прибавлять к ним фантастические догадки.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал

Навигатор по всему каналу здесь