Анатолий Тарасов имел суровый нрав, но чаще всего от него «прилетало» чехам. Те в ответ швыряли в «отца советского хоккея» шайбы, «расстреливали» из клюшек скамейку сборной СССР и обижались на всю жизнь. «Плеймейкер» вспоминает историю этой войны.
Первое знакомство
Впервые Тарасов встретился с чехами на льду в 1948 году. В СССР приехал пражский ЛТЦ. На тот момент это был сильнейший клуб Европы, три года подряд после войны бравший престижный Кубок Шпенглера. Против ЛТЦ выставили сборную клубов Москвы — Тарасов был в ней играющим тренером.
«Когда гости впервые увидели на льду стадиона «Динамо» советских хоккеистов, они не могли сдержать улыбок: наши спортсмены в своих… танкистских шлемах выглядели по меньшей мере нелепо», — писал историк Федор Раззаков в книге «Российский хоккей: от скандала до трагедии».
«Мы проводили совместные тренировки, и оказалось, что русские не могут поднять шайбу со льда, а вратари не могут поймать ее в ловушку», — говорил чешский нападающий Густав Бубник.
Первые две игры провели без зрителей в закрытом режиме. Против чехов вывели «тренировочный» состав (в основном, из «Динамо» и ВВС), а сильнейшие игроки (из ЦДКА и «Спартака») наблюдали за игрой с трибун. Эти два матча вчистую выиграл ЛТЦ – 11:7 и 10:1.
«Чехи над нами посмеивались… Играли вполсилы и забивали нам голы, о которых мы даже не имели представления. Например, прямо со вбрасывания. Вратари у нас очень слабые были», — говорил защитник Анатолий Сеглин.
В оставшихся трех играх против чехов играл уже первый состав сборной Москвы. Преимущество ЛТЦ улетучилось: чехи уступили в первом матче (3:6), с трудом выиграли во втором (5:3) и свели вничью третий (2:2).
«Мы уже тогда с ними так страшно подрались, что на площадке буквально фонтаном била кровь», — вспоминал Густав Бубник. Он винил в конфликте советского судью: «Он нас постоянно удалял, так как просто не знал, что такое — играть телом».
Тарасов уже тогда был сильно раздражен братьями по соцлагерю. Но пока высказывался корректно: «В игре чехов мы подметили некоторый схематизм, а у отдельных игроков — стремление играть напоказ «красиво».
Золото «Пражской весны»
На Олимпиаде в Гренобле в 1968 году Тарасов был вторым тренером сборной СССР в паре с Аркадием Чернышевым. В Чехословакии в это время начиналась «Пражская весна»: комплекс либеральных реформ, который закончится в августе вводом советских танков. И если раньше, как говорил чешский хоккеист Йозеф Голонка, встречи СССР и ЧССР «проходили в одном стиле: немножко повоевали на льду, потом устраивали посиделки, выпили, повеселились», то теперь всем было не до смеха.
15 февраля на Олимпиаде чехи выигрывали у советской команды 5:4. Голонка утверждал, что в третьем периоде Тарасов вдруг начал оскорблять его со скамейки. «Он начал кричать мне: «Ты фашист, фашист!» Стало ужасно обидно… Мой отец, потомственный рабочий, во время войны специально дезертировал, чтоб не воевать за гитлеровцев. Какой я после этого фашист?!» — вспоминал Голонка этот инцидент в интервью «Спорт-Экспрессу».
Чеху тоже приписали неспортивное поведение. Якобы, после ругани Тарасова он проехал мимо русской скамейки и показал, как расстреливает всех из клюшки будто из автомата. Сам Голонка это отрицал: «Это случилось позже, и сделал это не я. А тогда я просто пропел Тарасову в лицо куплет с русским матом: «Дорогой, … с тобой!»
Интересно, что даже после проигрыша Чехословакии сборная СССР все равно завоевала золото Олимпиады – третье для наших по счету.
«Не Даманский, а Недомански!»
На Олимпиаде 1972 года сборная СССР играла против Чехословакии в последнем раунде кругового турнира. Чехи уступили 2:5.
«У нас был инцидент с Якушевым – я припечатал его прямо перед скамейкой запасных советской команды, — вспоминал этот матч форвард ЧССР Вацлав Недомански. — Тарасов начал орать в мой адрес разные плохие слова, которые я не могу сейчас повторить. Но ведь я понимаю по-русски, я это слышал и не сдержался».
В ответ Недомански бросил шайбу в тренеров советской сборной. Тарасов увернулся, шайба попала в Чернышева. Чех утверждал позже, что был «на эмоциях». Якобы он даже хотел извиниться за свой поступок на следующем ЧМ – но тогда Тарасов уже ушел с поста тренера. «Извиняться не пришлось. Повезло! На Тарасова я до сих пор имею зуб. Какими словами обзывал он меня со скамейки запасных, не передать», — говорил Недомански.
К версии чехословацкого хоккеиста следует относиться с долей скепсиса. Сам Тарасов этот инцидент не комментировал. Но его дочь Татьяна говорила, что чех «грубейшим образом снес одного из наших хоккеистов» — это и послужило причиной ругани в его адрес.
Именно Недомански был символом антисоветского протеста в сборной ЧССР. На ЧМ-1970 году он плюнул в Александра Мальцева. Чех уверял, что этот факт выдумали болельщики, но сам Мальцев помнил его хорошо: «Гадкий утенок, плюнул в меня. Слава богу, мне в этот момент удалось сдержать Валерку Васильева. А то он чеха размазал бы по льду». На трибунах во время матчей с СССР пражские фанаты скандировали: «Это вам не Даманский, это наш Недомански». То была отсылка к вооруженному советско-китайскому конфликту 1969 года на спорном острове Даманском.
В 1974 году чешский форвард сбежал на Запад и стал первым хоккеистом из стран соцлагеря в НХЛ. В 2020 году у Недомански, который сегодня работает скаутом в клубе НХЛ «Вегас Голден Найтс», брал интервью корреспондент издания «Чемпионат». Экс-хоккеист наотрез отказался говорить на русском языке. «Чувствовалось, что злость и обида на наших соотечественников у него никуда не делась», — написал журналист.
«Глаз выбили, а ты беги!»
Именно чехи в итоге «сломали» карьеру ее отцу, считает Татьяна Тарасова. По ее словам, великого тренера просили сыграть вничью тот матч с Чехословакией на Олимпиаде-1972. Отношения между СССР и ЧССР к тому времени вступили в стадию «оттепели». Якобы, советские чиновники хотели сделать дипломатический подарок чехам: ничья позволила бы тем получить серебро. «Отец не согласился, и его отлучили от профессии», — утверждала Тарасова.
С этой версией не согласен спортивный историк и журналист Станислав Гридасов. По его мнению, заявление Тарасова об уходе из сборной подписали в Минспорте по той причине, что «устали от частых скандалов». Тарасов то журналистов «Правды» призывал бить, то «Известия» называл «газетенкой» — с 1969-го по 1971-й его поступки трижды обсуждались в ЦК КПСС.
Впрочем, Тарасов в любом случае не пожелал бы проигрывать. Хоккеисты вспоминали, что перед играми тренер напутствовал их так: «Тебе выбили глаз, а ты все равно встань и беги!»
Хоккеист Евгений Зимин вспоминал в интервью «Советскому спорту»: «Играли с чехами однажды в Москве на турнире «Приз «Известий». Во втором периоде счет был ничейным – 2:2. И где-то ближе к очередному перерыву у ворот наших соперников… чехословацкий защитник, кажется, Сухи, наотмашь ударил в лицо Витю Полупанова. Но тот, несмотря на кровь, из игры не выключился. Принял шайбу – и забил гол! Анатолий Владимирович сразу встал и громко сказал: «Спасибо, Витька!» Сделал паузу и продолжил: «Не за то, что забил каким-то чехам, а за то, что мужество проявил!»
#анатолий тарасов #татьяна тарасова #сборная ссср по хоккею #легенды спорта #сборная чехословакии по хоккею #пражская весна #ссср и чехословакия #вацлав недомански