В 1892 году цесаревич Николай вернулся дикими степями Забайкалья из своего вояжа по азиатским странам, и как мечтатель во главе страны с кучей проблем, задумался о Большом Азиатском проекте. Два года спустя он взошёл на престол, и когда в 1897 году Транссибирская магистраль доползла до Забайкалья, в её план внезапно были внесены коррективы. Старый вариант вдоль Шилки и Амура кончился тупиком в Сретенске, а новую Китайско-Восточную железную дорогу из Читы (вернее, от станции Карымской в сотне километров восточнее) на Владивосток было решено проложить прямо сквозь сопки Маньчжурии в полной уверенности, что скоро там очередному генерал-губернаторству - быть! И хотя проект с позором оборвался русско-японской войной, сама магистраль осталась.
У выезда из Борзи мы поймали на трассе машину да помчались на юг вдоль бывшей Китайско-Восточной железной дороги. Товарные поезда в этой степи - почти константа пейзажа: движение здесь гораздо активнее, чем на Амурском участке Транссиба, а по вагонам нетрудно понять, куда едет поезд: если лесовозы, зерновозы или цистерны - значит, в Китай, а если контейнеры - значит, из Китая. Среди степи - руины гарнизонов с их котельными и ДОСами ("домами офицерского состава"). Чаще это пятиэтажки, но попадаются и явные сталинки из тех времён, когда тучи у границы ходили хмуро:
Изумрудная степь тут совсем голая, а небо над ней как-то особенно огромно:
На кадре выше - посёлок Даурия (3,9 тыс. жит.), как и многие станции Российской империи, названный по региону, границу которого пересекали поезда. Первоначально Даурией назывался весь левобережный бассейн Амура выше устья Зеи, теперь - лишь эти степи вокруг Краснокаменска, ну а на карте она представлена и вовсе единственным посёлком у стыка границ России, Монголии и Китая. Станция с вокзалом времён строительства КВЖД и храмом Спиридона Тримифутского (2008) разделяет частный сектор живого посёлка и гигантский заброшенный гарнизон Даурской дивизии:
В историю же Даурия вошла тем, что на кровавой заре Гражданской войне здесь обосновался "новый Чингисхан" Унгерн фон Штернберг да грабил поезда, и сюда же отступил, чтобы начать мятеж, отбитый белый атаман Григорий Семёнов.
У трассы - одинокий обелиск. Может быть, под ним покоятся жертвы "семёновцев", может - умершие от ран солдаты Халхин-Гола:
А может и никто не покоится, и это просто ориентир для караванов, до постройки железной дороги обильно ходивших в Китай. Тогда вместо контейнеров оттуда везли цыбики - ящики рассыпного чая, обёрнутые камышом:
Основной Великий Чайный путь проходил через Кяхту, а его восточная ветвь вела из Нерчинска через нынешний Приаргунск, поближе к границе степи и леса, где были не так страшны ветра. До советских времён китайские купцы в их шёлковых одеждах были частью местных реалий. В 1990-2000-х их сменили бойкие китайские торговцы, в 2010-х - китайские туристы, ну а потом всё накрыла чёрными крыльями китайская летучая мышь.
И вот впереди по трассе взгляд различает ветряки на сопках, а в мареве миражами появляются сказочные города. Так выглядит нынешняя граница Необъятной с Поднебесной. С нашей стороны она представлена мрачнейшим, судя по чужим фото, посёлком Забайкальск с роскошным сталинским вокзалом, а с китайской - городом Маньчжоули, основанным при строительстве КВЖД как станция Маньчжурия. Контраст их неизменно повергает русского человека в настроение "всё пропало" и вызывает безумные, порой доходящие до тошноты, галлюцинаций и высокой температуры приступы "стыда за страну".
В последнее время, впрочем, тренд поменялся, и некоторые более прогрессивные люди рассуждают, что все эти небоскрёбы - лишь показуха, а надорвавшийся Китай всё так же нищ и обречён. В Маньчжурии - десятки высоток, ярко освещённые улицы, магазины со смешными вывесками вроде "Магазин отобранных товаров", музей русского искусства в виде православной церкви, площадь гигантских Матрёшек, Парк Восточной Европы с копиями собора Василия Блаженного, Медного всадника или Рабочего и Колхозницы...
Куда менее известно, что во всём этом балагане уцелело немало путейских построек КВЖД и японский вокзал. Вернее, уцелели они по состоянию на 5 лет назад, а китайцы ведь строят быстро и не церемонятся со старьём... Вон даже по случаю закрытых границ отгрохали гигантскую башню для своих внутренних туристов - не съездить в Россию так хоть поглазеть на неё издалека.