Дюжина новелл от мастера крутых детективов, собранных под одной обложкой, на которой начертано – «Иллюзия смерти». Что может быть более привлекательным для читателя? Особенно, если ты - поклонник данного автора и даже однажды беседовал с ним лично на темы, связанные с детективным жанром. Тем более, что месье Тилье – не первый популярный в России современный зарубежный детективщик, который после экспансии, связанной исключительно с жанром романа, обратился к новеллистике. Пример Ю Несбе, его норвежского коллеги, что называется, у всех на виду. Сначала была «Ревность» (перывй сборник). Далее последовал второй – «Крысинный остров» (второй), с которым еще предстоит разобраться. Так что пока возьмемся за рассказы француза.
И первое, что сразу бросается в глаза: использование Франком Тилье мотивов и сюжетов, а также нарративных конструкций из прежних своих сочинений. Достаточно вспомнить «Головоломку» и «Головокружение», чтобы понять: откуда в сборнике про иллюзию смерти взялись новеллы полуфантастического характера, действие которых разворачивается вдали от шума городского – то на в замкнутой от внешнего мира научной станции («Где-то за горизонтом»), то в машине, едва не свалившнйся в пропасть («Враги»), то на круизном лайнере («Последний круиз»), а то и вовсе – а глухом лесу («Габриэль», «Перепутье»). А еще есть любимая тема Франка Тилье – раздвоение личности. И она также весьма ощутимо представлена сюжетами соответствующих новелл («Сцилла и Харибда», «Астени», «Последний поворот», «Уроборос»).
Поклонники популярного в России французского автора без труда вычислят те предыдущие его романы, с которыми та или иная новелла имеет очевидную связь. Но если в романах Тилье обстоятелен и педантично последователен в придании самым невероятным фабулам правдоподобный характер, то в нынешнем сборнике он явно опирается на опыт Франца Кафки и Эдгара Алана По, когда странности, ужасы и даже привидения не объясняются логикой реальности, а появляютя перед читателями на страницах той или иной новеллы благодаря лишь прихотливой фантазии писателя, явно решившего поиграть с публикой в некоего мастера инфернальных историй с явным налетом мистики. Он не чужд наукообразной фантастики и внимания к некоторым проблемам современной науки, в чем и признавался однажды автор этих строк. Но в том-то все и дело, что в романах подобные разъяснения и сноски не носят тотального характера, не тормозят действия и не отвлекают от генеральной детективной фабулы. А вот в новеллах они-то как раз и мешают понять: а что, собственно, происходит в той или иной новелле. Не то чтобы Франк Тиле слишком «занаучил» привычные детективные конструкции, но такая тщательность объяснений может запутать любого читателя, который сразу и не сообразит: а о чем идет речь в том или ином рассказе.
Мрачный колорит всего сборника объясняется также и тем, что мы так и не встретим на его страницах ни одного положительного героя, к которым мы так привыкли в цикле Тилье о полицейском Шарко и его подруге. Что по понятным причинам никак не добавляет при чтении позитива. И временами очень хочется, чтобы та или иная история побыстрее закончилась и мы бы узнали разгадку представленной нам тайны. В этом французский автор – мастер и наследник традиций своего великого соотечественника в жанре детектива Себастьяна Жапризо, когда развязка обозначается едва ли не в финальной фразе. Но у последнего читатель постепенно приближался к пониманию истинных причин случившегося на страницах детектива. Тогда как Франк Тилье обрушивает на голову читателей финалы, не щадя никаких чувств. В этом смысле он – дитя своего века и родной ему французской традиции.
Порою во время чтения складывалось устойчивое ощущение, что Тилье будто решил разом избавится от тех фобий, на которые у него не хватает сил и терпения, чтобы не обращать внимание. Страх – отнюдь не продуктивное состояние души. Но временами наш автор действует решительно, не щадя ни персонажей, ни читателей. И мы, в конце концов, изживаем его путем обнаружения преступника и разъяснения хода и смысла самого жуткого преступления против отдельных людей. Нынче, в «Иллюзии смерти» такое настроение в финале каждой новеллы не наступает, что и озадачивает, потому что есть некий тупик с летальным исходом. И ты просто не знаешь: как к подобной развязке относится. Тогда-то и приходится искать выхода в иных текстах. Быть может, и самого Франка Тилье. Так что знакомство с его страхами и надеждами продолжается.
Сергей Ильченко
#обзор на книгу #рецензия на книгу #литература #франк тилье