Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Детский триллер с элементами советского ретро-футуризма

-2

Фильм «Земля будущего» (2015) мы вспомнили связи с публикацией, посвященной юным и перспективным актрисам, среди которых упомянули Рэффи Кэссиди, представшую на экране в образе девочки-робота по имени Афина. К слову сказать, несмотря на возраст, Рэффи сыграла много лучше и убедительнее, нежели исполнительница главной роли – Бритт Робертсон.

Что касается тезиса, вынесенного в заголовок этого материала, то отметим, что действительно в образах «лучезарного будущего» использовались советские наработки, которые ныне для нас являются «хорошо забытым прошлым», то есть ретро-футуризмом. Так сказать, визуальное воплощение «прекрасного далёко».

Однако вместе с тем в фильме есть отсылки и к дизельпанку, и к киберпанку, хотя в несколько иных эпизодах. Лента вообще является не совсем самостоятельной в полном смысле слова, так как представляет собой адаптированный для детей «коктейль» из различных сюжетных элементов, которые можно обнаружить во множестве более ранних фильмов: от «Запретной планеты» до «Матрицы» и «Часа расплаты».

Хотя есть некоторые сюрпризы, которые зрителю способны доставить удовольствие. Например, предполагаемое будущее и не будущее вовсе, а особая пространственная локация, населенная талантливыми людьми и учеными. В данном случае очевидна перекличка с летающим островом Лапутой из третьей части «Приключений Гулливера».

Однако в своё время Джонатан Свифт использовал этот отрывок своего литературного произведения для обличения человечества, которое идёт по пути деградации и вырождения. Разве это можно назвать «прекрасным далёко»?

В данном случае надо учитывать, что явленный зрителю облик «лучезарной Земли будущего» оказался фантомом, миражом. Невольно вспоминается анекдот про Билла Гейтса и «демоверсию загробной жизни». То есть имеем на выходе несбыточную мечту.

Сказывается, что режиссер Брэд Бёрд завоевал известность своими анимационными лентами («Рататуй, «Суперсемейка», «Стальной гигант»). А потому есть плоть от плоти «мира фантазии». Однако что же кроется за «Землей будущего», если не считать тривиальной рекламы одного из проектов «Диснейленда»?

Кадр из фильма «Земля будущего» (2015)
Кадр из фильма «Земля будущего» (2015)

Увы-увы… Главная мысль является весьма неутешительной. В настоящий момент мы имеем мир без будущего. Наука и искусство сами по себе (то есть не приносящие коммерческой прибыли) оказались на периферии, рискуя превратиться в социальный андеграунд.

Кадр из фильма «Земля будущего» (2015)
Кадр из фильма «Земля будущего» (2015)

Нынешняя модель человеческой цивилизации не способна противостоять глобальным вызовам (что ярко продемонстрировали печальные события последних двух лет). Интересы корпораций и магнатов оказались выше общественного блага. Ни о каком «прорыве в грядущее» речи быть не может. Мы можем говорить лишь об отдельных каргокультовых всполохах типа Сколково, современной «потёмкинской деревни», которая не в состоянии даже обеспечивать «видимость».