Одним из самых спорных вопросов, связанных с семьей Лыковых, был вопрос изоляции. Разные авторы, писавшие о староверах-отшельниках, давали противоположную информацию. Да и сам Карп Осипович Лыков, рассказывая о жизни в тайге тоже иногда "путался в показаниях". Именно поэтому я искала книгу Татаровой - несколько рассказов в ней представляют собой практически стенографию речи отца Агафьи, а значит можно считать, что мы получаем информацию из первых рук.
Многие читатели моего канала, особенно живущие в Хакасии и Туве, категорически утверждали, что никакой изоляции Лыковых не было и в помине, и что местные жители прекрасно знали об отшельниках и вели с ними активную торговлю. Я первая всегда возражала, говоря, что, если бы это было правдой, то Лыковы не ходили бы в берестяных опорках, и, самое главное - не голодали бы.
И вот теперь сам Карп Осипович может ответить на этот вопрос, вызвавший столько споров, тем более, что с ним пересекается и другой обсуждаемый момент - о соли. Кстати, сам Лыков считал, что в тот тяжелый, памятный для всей семьи 1961-й год, когда умерла Акулина Карповна, он потерял жену не из-за голода, а именно из-за недостатка соли. Карп Осипович рассказывал, что он всегда обменивал звериные шкурки (говорил он про беличьи, но, как я поняла, и соболиные тоже водились) на столь необходимые семье товары: спички, нитки, пшеницу, но в первую очередь соль. Он даже называл фамилию человека, проводившего эти обмены - некто Давид Зяблицкий.
Этот самый Зяблицкий однажды обманул Лыкова, не дав ему за 300 беличьих шкурок обещанные 70 пудов соли. Но! Во-первых, исходя из рассказа самого Карпа, обманутый Давидом старовер ушел обратно на заимку, где, вместе с братом Евдокимом начал собирать шкурки по-новой. Хочу подчеркнуть - с Евдокимом, который погиб в начале тридцатых годов. А это значит, что рассказ о контактах с Зяблицким относится к тому времени, когда братья Лыковы покинули Тиши, которые называли еще Лыковской заимкой, в которых в то время организовывалась артель, и поселились на Каирсу. Жизнь на заимке Лыковы вели уединенную, но все же периодически заходили за новостями и необходимыми им вещами в Тиши.
А Акулина, как я уже говорила, умерла в 1961-м, когда от всей большой семьи Лыковых остался только Карп с женой Акулиной и маленькими детьми. Вот и получается, что соль у них была, но выменяли они ее еще до побега с Каирсу после гибели Евдокима. Это подтверждает и Агафья в своих рассказах, о том, что соль в доме была, но хранилась, как величайшая драгоценность. По ее словам отец давал ей соляные крохи только, когда она сильно болела.
Теперь о местных. Это действительно так: местные всегда знали о семье отшельников, как и многих других подобных семьях, живших в то время в тайге. По словам Валентины Татаровой на момент написания книги таких семей насчитывалось более 27 тысяч (!) Но и тут есть огромное "но": зная о существовании отшельников, местные жители не стремились вступать с ними в контакт, уважая чужое стремление к одиночеству. Единственное, что делали: помогали, чем могли, если ненароком встречали Карпа в тайге. А уж когда Лыковы бежали на Еринат, случайные встречи и вовсе сошли на нет.
В следующей статье я собираюсь рассказать еще несколько любопытных моментов, вызвавших в свое время бурю обсуждений, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.
Сказы рода Лыковых (часть 17). Исход на Каирсу
Сказы рода Лыковых (часть 20). Гибель Евдокима
Сказы рода Лыковых (часть 26). Как Карп и Акулина остались вдвоем из всего рода