Одной из крупнейших катастроф в истории Цинского Китая было Тайпинское восстание. Восстание длилось почти 15 лет и охватило приличную территорию на юге страны. Восставшие считали себя христианами. Правда тайпины понимали западную веру немного по-своему, подмешав туда привычный им даосизм и буддизм. На пике, тайпины даже создали свое государство - Небесное Царство Великого Благоденствия, в нем, между прочим, жило 30 миллионов человек. С Великим трудом Цинское правительство в кооперации с Европейскими державами с этим разобралось, конечно, но по Империи удар был нанесен сильный.
Самый интересный персонаж в этой истории - это, конечно, лидер восстания Хун Сюцюань. Этот парень искренне верил, что он новый Иисус, посланный Богом на землю, чтобы обратить нерадивых китайцев в истинную веру. Судьба Хуна Сюцюаня трагична и удивительна. Он родился в бедной семье в провинции Гуандун.
По национальности он хакка. Хакка - это такое этническое меньшинство в Китае, которое по сравнению с доминирующими ханьцами было совсем маленьким, но сплоченным. Хун с детства показывал недюжинные умственные способности, поэтому единственный во всей семьи имел право посещать школу. Единственным способом вызволить себя и семью из бедности, для таких людей как Сюцюань было стать государственным чиновником. Для этого требовалось сдать сложнейший экзамен по конфуцианской системе, который проходит раз в год в нескольких городах Империи. Три года подряд, несмотря на жесткую подготовку Хун проваливал этот экзамен. Мужчина впал в отчаяние, и тут в Гуанчжоу, где он подрабатывал учителем, в руки ему попадают трактаты христианских миссионеров. Он плотно ими увлекся, и однажды, в бреду во время болезни увидел Бога и его сына Иисуса Христа, которые поручили ему важную миссию - обратить китайцев к “истинной вере”. После видения он начал проповедовать. Сначала он обращает в христианство своего двоюродного брата Ли и еще несколько родственников. Потом Сюцюань с помощью того же брата обработал родную деревню, большую часть народа хакка и пошло-поехало.
В своих проповедях Хун Сюцюань рассказывал о равенстве всех людей перед богом, о незаслуженном богатстве и нелегитимности правящей маньчжурской династии Цин. Надо понимать, что это середина 19 века, несколько лет назад закончилась первая Опиумная война, англичане торгуют по всему Китаю, а местное население живет в жуткой бедности. Пришедшая с Манчжурии династия Цин итак не вызывала у китайцев на юге особо восторга, а в таком плачевном состоянии тем более. В такой плодородной почве идеально прижились проповеди Хун Сюцюаня о равенстве и справедливости. К нему легко шли крестьяне, некоторые купцы, придавленные англичанами, и даже, иногда, солдаты имперской армии.
Хун Сюцюань назвал свое государство Небесное Царство Великого Благоденствия. Вступавшие туда должны были продать все свое имущество и сдать все деньги в общий котел, из которого потом все распределялось поровну. Мужчины и женщины жили отдельно, азартные игры, алкоголь и уж тем более опиум запрещались, и все становились солдатами своего проповедника. В войсках восставших постулировалась жесткая дисциплина, благодаря которой она достаточно легко разбивали имперские войска. К тому же, руководствуясь 10 заповедями, они хорошо относились к местным после захвата территорий, что только прибавляло им симпатий и людей. В конце концов войска Хун Сюцюаня захватили южную столицу Китая - Нанкин. Проповедник тут же объявил город - столицей Небесного Царства Великого Благоденствия и начал строить свой крестьянский-военный коммунизм.
После захвата Нанкина духовный лидер восстания ушел от мирских дел, заперся в роскошном дворце и решил заниматься исключительно идеологическими и религиозными вещами. Некоторое время его войско и государство, которое появилось на занятой им территорией неплохо функционировало. По заветам своего “христианского коммунизма” Сюцюань объявил всех жителей Небесного Царства Великого Благоденствия равными, отменил рабство и уничтожил все иерархии.
Тайпинское государство было поделено на своеобразную общину-взвод, состоявшую из 25 семей. Все командиры взводов избирались народом, женщины были уравнены в правах с мужчинами, запрещался древний обычай забинтовывая ног у девочек. Тайпины отменили товарно-денежные отношения, заменив их распределением. На самом пике численности войск восставшие предприняли попытку захватить Пекин, но этого сделать не получилось, династия Цин выстояла и это стало переломом в восстании.
После того, как Сюцюань ушел от мирских дел, в государстве тайпинов пошла дележка власти. Из-за масштабного похода на Пекина, экономика внутри Небесного Царства Великого Благоденствия перестала справляться и налоги пришлось повышать, что совсем не понравилось крестьянам, которые только избавились от налогового бремени имперского правительства. Да и к тому же массовое и агрессивное насаждение странной вариации христианства в интерпретации Хун Сюцюаня, сопровождаемое гонениями на конфуцианство, буддизм и другие привычные верования тоже стало подбешивать тех, кто жил в Тайпинском государстве.
Тем временем, Цинское правительство оправилось, чуть-чуть оклемалось после второй Опиумной войны, реарганизовало армию и стало прижимать мятежников к югу. Европейские державы, на тот момент уже дважды поставившие Китайскую Империю на колени, тоже заметили странных христианских коммунистов и им это не очень понравилось - мешало торговле. В конце концов восстание под предводительством Хун Сюцюаня продлилось целых 13 лет, с 1850 по 1963. Христианский проповедник принял яду в осажденном правительственными войсками Нанкине.