История памятника Стефану Великому - Ștefan cel Mare și Sfânt. Часть первая.
Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.
Для начала немного истории.
21 ноября 1917 года.в г. Кишиневе был создан Совет страны - "Сфатул Цэрий" ( Sfatul Tarii )- — орган государственной власти в Бессарабии.
Председателем был избран Ион Инкулец.
А 2-го декабря 1917 года на территории бывшей Бессарабской губернии Российской империи
была провозглашена Молдавская демократическая республика.
27 марта 1918 года Сфатул Цэрий (Совет Края) Молдавской Демократической Республики проголосовал за " условное"объединение Бессарабии с Румынией и поначалу регион даже получил статус автономии.
Осенью того же года Сфатул Цэрий был распущен, а следом за ним указом короля Румынии ликвидирована и сама республика.25—26 ноября 1918 года было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии.
20 декабря 1919 года Учредительное собрание Румынии ратифицировало безусловное объединение Бессарабии с Румынией. Отчет разработал Василе Строеску
Через год, 29 декабря 1919 г. румынский парламент принял закон о присоединении Трансильвании, Буковины и Бессарабии к Румынии. А еще через год 28 октября 1920 года в Париже был заключен Бессарабский (Парижский) протокол. Его подписали: Румыния, Великобритания, Франция, Италия и Япония.
Протокол признавал присоединение Бессарабии к Румынии законным. РСФСР и УССР к обсуждению и подписанию приглашены не были, а плебисцит не проводился. Франция и Великобритания ратифицировали документ в 1924 году, Италия — в 1927. Япония протокол не ратифицировала, в результате он так в силу и не вступил.
И к 10-летию присоединения было решено поставить памятник "унире" , была создана комиссия во главе с Пантелеймоном Халиппа.
Эскиз памятника был разработан Александром Плэмэдяле.
Там была конная статуя Фердинанда I. Все это можно было увидеть на обложке журнала Viaţa Basarabiei. Памятник предполагалось соорудить на углу нынешних улиц Штефана чел Маре и Пушкина в Соборном парке.
Но в итоге комиссия решила, что Бессарабии нужен символ. И символом стал великий господарь Стефан Великий- Штефан чел Маре. Один памятник уже в Румынии был. В Яссах в 1883 году установили конную статую Стефана Великого, восседающего на коне, (высоту 4,5 метра, бронза). Голову Стефана Великого украшает корона западного образца. В руке монарший жезл. Пьедестал статуи выполнен из розового каррарского мрамора. По бокам пьедестала установлены две бронзовые пушки .
А согласно публикации в «Коммунальном мониторе» , идея создания памятника принадлежала командиру III армейского корпуса в Кишиневе генералу Василе Рудяну,
Именно он обратился к директору Школы изящных искусств в Кишиневе скульптору Александру Плэмэдялэ с предложением изваять памятник Штефану чел Маре в 1923 году. Но есть и другая версия. Версия молдавских историков, что идея памятника принадлежала примару Кишинева Герману Пынтя, который до конца своей жизни ( а умер он выпив чашку кофе в 1968 году) оставался молдавским националистом.
А генерал Василий Рудяну обеспечил согласие румынского правительства на изготовление и установку памятника в Кишиневе, а также добился выделения турецких пушек для переплавки. Герман Пынтя, в то время примар Кишинев, попросил главу Технической службы примэрии архитектора Е. А. Бернардацци, бесплатно вместе со своими коллегами провести необходимые технические расчеты. Также Примэрия предоставляла рабочую силу и транспорт.
Летом 1924 года был сформирован «Комитет по возведению скульптуры господаря в Кишиневе», которым руководил кишинёвский митрополит Гурие Гросу .
Скульптор Александр Плэмэдялэ с готовностью взялся за работу и уже спустя некоторое время стал предлагать варианты скульптуры в виде макетов.
В мастерской Пламадялы несколько лет стоял эскизный портрет молдавского господаря Штефана Великого во весь рост. На первом варианте господарь в доспехах опирался двумя руками на меч. Второй вариант представлял собой господаря, держащего в опущенной правой руке меч, а в поднятой левой – хоругвь и крест. Этот макет даже был отлит в гипсе в натуральную величину.
Работал скульптор над макетом в помещении школы на нынешней улице Тигина. Здание бывшей школы сохранилось, сейчас в нём располагается Комиссариат Полиции (ул. Тигина, 6). К А. М. Пламадяле были прикомандированы два солдата — Попа и Сидорушкин, которым поручили помогать ему в переноске глины, прикреплении крестовин и т. д.
В поисках портрета Штефана он объездил множество монастырей, пока в одном из них - Хуморском,
не обнаружил миниатюру, датированную 1475 годом: ее ценность была в том, что художник писал Штефана с натуры.
.Это изображение Плэмэдялэ и взял за основу для работы над портретом. А основную идею изображения самого памятника Плэмэдялэ почерпнул в традиционном русском иконографическом изображении князей (за основу была взята икона "Борис и Глеб", которая хранится сейчас в Киеве)
, только руку господаря с крестом Плэмэдялэ поднял выше. Это было сделано не случайно: Штефана чел Маре знали как представителя восточной православной веры.
В итоге в 1924 году был принят третий вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию — Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.
Вначале хотели установить памятник вместо памятника Александру Первому перед метрополией. Но не достигли согласия с церковью, так как земля под постаментом была собственность церкви. И трио – скульптор Александру Пламэдялэ, архитектор Евгений Бернардацци ( сын Алпксандра Бернардации и инженер Георгий Левицкий ходили по городу и искали место под памятник. И такое место было найдено. Решено было отрезать северо-восточный угол парка на пересечении двух важных улиц пересечение ул Александру чел Бун (нынешнего проспекта Штефан чел Маре) и улицы Митрополит Бэнулеску-Бодони, организовать там небольшую площадь, которая на плане копировала форму «итальянского сада»
Перед скульптором встал вопрос, где отливать достаточно большой памятник. Возможности организовать это на месте, в кишинёвских литейных, не было. Стало ясно, что такие работы качественно можно будет произвести только в Бухаресте.
Была выбрана литейная мастерская Рышкану. Металл предоставило румынское правительство, по инициативе генерала Василия Рудяну. Символично, что в качестве материала для памятника были использовано шесть трофейных бронзовых турецких пушек, захваченные в русско-турецкую войну 1877-1878 годов, когда Румыния выступила на стороне России. .
Продолжение следует.
P.S. Почти все материалы и иллюстрации взяты из открытого доступа в интернете.
Особая благодарность всем, кто собирает историю и фотографии Кишинева, и в частности, порталам www.oldchisinau.com и "Locals.md". bloknot-moldova.md, группам в "Facebook",посвященным Кишиневу, участникам форума “Мой город Кишинёв”, Клубу любителей Истории Кишинева (КЛИК), лично Людмиле Сувориковой и Владимиру Тарнакину, Ольге Гарусовой ( членам КЛИКа), краеведу Александру Павлову, академику Аурелиану Данилэ, писателю Юрию Колеснику, литературно-художественному журналу "Русское поле". экс- директору кинотеатра "Patria" Михаилу Чебан, актеру Юрию Андрющенко. музеографу Дома-музея А.С. Пушкина в Кишиневе Марине Подлесной ,директору русской библиотеки имени Михаила Ломоносова Маргарите Щелчковой, журналисту Владимиру Лупашко-Музыченко,историкам и археологам Марку Ткачуку и Серджиусу Чокану и многим другим.
Не забываем про палец вверх, если статья понравилась, и подписаться, чтобы не пропустить новые публикации канала.
Да, еще. Просьба сообщить автору, если в тексте обнаружится опечатка. Пишите комментарии и ставьте лайки - они способствую развитию канала