Всем запомнился советский орбитальный ракетоплан «Буран». Советский ответ на программу «Спейс шаттл». Но история подобных проектов началась много раньше.
X-20 Dyna Soar — американский пилотируемый космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик, проектировался с 1953 по 1963 г. В итоге был закрыт. В СССР ответили созданием авиационно-космической системы «Спираль». Она совершила тестовые полёты, в том числе летала в космос несколько раз. Но на этом всё не закончилось.
Руководителем Спирали был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Он известен как ведущий разработчик Бурана. После отказа от Спирали, он сделал оценку перспектив и выводы из ошибок.
В 1982 г была запущена программа МАКС (Многоразовая авиационно-космическая система). Её суть: космический многоразовый самолёт (хотя были разные модификации) выводится на орбиту с помощью дозвукового самолёта-носителя. Один такой мы знаем, это Ан-225 «Мрия». Был ещё проект сверхмощного двухфюзеляжного самолета «Геракл», который не состоялся.
Сейчас «Мрия», бывшее звено уникальнейшей космической программы выполняет куда более важные вещи: возит одноразовые маски из Китая. Мнда… бл…
Вы задумывались насколько это огромные и сложные проекты? Возможно ли одному человеку с ними ознакомиться? Вникнуть в них? То же Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский вряд ли сумел изучить всё детально. Только вера в профессионализм своих коллег и сотрудников.
Итоговый проект составил 220 томов сложнейших схем и вычислений. Было задействовано 70 предприятий и страшно подумать сколько лучших умов своего времени. Невероятно многоуровневая система проектирования и цепочка производств.
Программа МАКС рассматривалась в 3-х модификациях: «МАКС-ОС», «МАКС-Т» и «МАКС-М». К сожалению, ни одна из них не была воплощена.
В ноябре 1994 г проходил всемирный брюссельский салон изобретений «Брюссель-Эврика-94». На нём МАКС получил золотую медаль и специальный приз премьер-министра Бельгии.