Найти тему
Артём Уткин

Поездка в Красноярск в новогодние выходные

Оглавление
Вид на ночной Красноярск с Николаевской сопки
Вид на ночной Красноярск с Николаевской сопки

Введение

Нужно с чего-то начать рассказ в этом блоге, далеко ходить не буду, расскажу про последнюю поездку в соседний Красноярск. Изначально рассматривался вариант с Белокурихой и промежуточной остановкой на ночлег в Новокузнецке, но потом этот вариант отпал, так как в Белокурихе я был уже достаточное количество раз в разные времена года и примерно представлял что меня там ожидает. Вариант с Красноярском появился сам по себе и давно, так как довольно часто встречал упоминания о красноярских "Столбах" и этот город записался у меня в память именно из-за них. Захотелось посмотреть!

Расстояние до Красноярска от Томска по Яндекс.Навигатору составляет 590 километров и почти 8 часов в пути. Не так уж много и судя по отзывам людей в интернетах — дорога нормальная. Посморел погоду, обсудил поездку с женой, она тоже была только "за", так и собрались.

Рассказав о этих планах родителям, моя мама немного подсуетилась и помогла организовать жильё в Красноярске у своей подруги в большой, просторной квартире, так что вопрос с проживанием отпал сразу и можно было сосредоточиться на сборах. План был такой: 31 декабря отпраздновать Новый год, 1 января собраться и 2 января с утра выехать в Красноярск, погулять на месте с 3 по 5 и 6ого выехать в Томск. С 7 по 9 января отдохнуть от отдыха в Красноярске и 10ого на работу. Ну, нормальный такой план! Приступаем к сборам.

Сборы

Так как в планах жирным пунктом были именно "Столбы", то нужна была соответствующая одежда. Ко мне этот вопрос относился в меньшей степени, так как в принципе у меня была подходящая одежда, начиная от обуви, заканчивая курткой, а вот у моей жены — нет. Да, подняться наверх в зимней парке можно, но учитывая погоду и расстояние, которое требуется пройти, скорее всего это не самое подходящее одеяние. Короче, нужны были утеплённые штаны и обычная а-ля горнолыжная куртка. Одежда для активного отдыха, в общем. Так, 30ого декабря мы поехали за этим обмундированием в Спортмастер. Ранее, не в условиях предстоящей через несколько дней поездки, мы уже принимали попытки покупки этих элементов верхней одежды, но что-то не сросталось: то куртка не такая, то куртка дорогая, то штаны сидят низко, то слишком высоко... Но не в этот раз — звёзды сошлись, а куртка и штаны нашлись! Определённо, это внесло положительные ноты в процесс подготовки к поездке. Наступило 31 декабря, отпраздновали Новый год, 1 января провели финальные сборы. За этой чередой дел не успел проверить машину, решил сделать это с утра в день поездки.

Томск -> Красноярск

Выехали в 09:30 — не как планировали, в 09:00. Причина в том, что осмотр машины занял время: проверил давление в колёсах, подкачал 1 колесо, переложил запасной инструмент в небольшой ящик в багажнике, сложил в него цепи противоскольжения, трос, силовые провода и прочую мелочь, проверил уровни жидкостей, взял бутылку незамерзайки.

Дорога предстояла следующая: Томск -> Мариинск -> Ачинск -> Красноярск. Долго её расписывать не буду, отмечу лишь самые интересные моменты.

На дозаправку и поесть останавливались 1 раз на ГазпромНефть. У них в принципе нет 95, только 95 G-Drive.

На подъезде к селу Берикуль участок дороги непонятно какой, скорее всего там просто нет асфальта: снег, колдобины, ямки, но ехать можно достаточно быстро без ущерба для подвески, если резина хорошо держит на снегу и льду.

Яндекс.Навигатор в очередной раз показывает мне Россию и маршрут через Ачинск он построил через ледовую переправу через реку Чулым.

Заметил это не сразу и разворачиваться не стал. Сам речной участок маленький, но это было очень необычно: повернул голову, а сбоку рыбаки сидят и палатки их стоят. Назад этой дорогой решили не ехать, но сравнив по итогу оба маршрута, в объезд города и через переправу, могу сказать что в принципе переправа даже наверное лучше. Нет светофоров, большегрузов, дорога без ям. Единственное, спуск и въезд на неё достаточно крутой и мне кажется что низкие машины типа Camry в новом кузове могут оставить там бампер.

В красноярское место дислокации приехали в 16:40, то есть время в пути составило 7 часов 10 минут. Вполне себе нормально, без экстрима и безопасно.

Красноярск - день 1

Первый день сразу решили начать со столбов. Для тех, кто не в курсе что это такое, приведу описание с официального сайта.

Национальный парк «Красноярские Столбы» – удивительный по красоте и разнообразию, потрясает масштабными и разнообразными ландшафтами, уникальной сибирской природой. Это старейшая в России особо охраняемая природная территория, созданная в 1925 году по инициативе местных жителей для сохранения живописного уголка от варварской рубки леса и добычи природного камня. Национальный парк расположен на северо-западных отрогах Восточного Саяна. Площадь его – 48 066 га. Территория, вытянутая на 34 км с северо-запада на юго-восток, представляет собой типичный участок среднегорного таежного ландшафта. Предельная высота от 200 до 840 м над уровнем моря. Самая высокая точка находится на Кайдынском хребте. Границы нацпарка: северная – р.Енисей, северо-восточная – р.Базаиха, южная – р. Мана.
Свое название нацпарк получил не случайно. Основной достопримечательностью территории Саянских отрогов стали сиенитовые скалы, по велению природы принявшие облик исполинских великанов с угадываемыми очертаниями людей, животных и мифологических существ, с уникальной структурой ходов и лазов. Наш национальный парк – один из самых посещаемых в России. Рекреационную зону ежегодно посещают около 1 миллиона человек, иногда в выходной день по самому популярному маршруту «Центральных Столбов» проходит до 20 тысяч посетителей. «Красноярские Столбы» по праву являются визитной карточкой, брендом Красноярского края и города Красноярска, любимым местом отдыха красноярцев, которые заряжаются здесь энергией и здоровьем [1].

Наша знакомая накануне посоветовала нам несколько мест, в том числе порекомендовала начать исследование этого парка с восточного входа. Во-первых, он позволяет подойти к столбам быстрее, чем центральный, а во-вторых, он менее сложный с точки зрения физической подготовки (по факту оказалось не совсем так).

Приезжать на место на своей машине желательно как можно раньше, так как парковка может быть занята и придётся искать место вдоль дороги, а она, уточню, не асфальтированная, а просто накатанная и расчищенная грейдером. Мы приехали не поздно, не рано, в 11 часов и парковка была вся занята. Сделав 2 круга и не найдя места, поставили авто вдоль дороги и пошли на маршрут. Вскоре решил выключить брелок сигнализации от машины и увидел что она не закрыта: пришлось вернуться, так как на телефоне тоже не было уведомления (машина потеряла сотовую связь). На месте увидел что всё закрыто, просто небольшой глюк, а также увидел несколько мест на стоянке и чуть ближе ко входу (вдоль дороги). Переставлять не стал, так как подумал что "и так поставили неплохо — место широкое, прижался максимально к краю". Пошёл обратно на старт.

Перед началом маршрута нас встречает вот такой информационный стенд со сводной информацией.

Информационный стенд на старте маршрута
Информационный стенд на старте маршрута

Чуть дальше есть стенд с информацией о происхождении "столбов".

-3

Информация о территории парка.

-4

В этом же ряду расположены информационные стенды с другими достопримечательностями Красноярска и Красноярского края. Запиши, чтобы посетить в следующий раз! (-:

Пройдя чуть дальше, попадаем в амфитеарт. Место для отдыха и горка для детей.

Амфитеатр
Амфитеатр

Ещё чуть дальше начинается тропа к скалам. Сфотографировал её на обратном пути.

Тропа к скалам (вид в сторону старта)
Тропа к скалам (вид в сторону старта)

Далее она заканчивается и перед путником появляется выбор.

Указатель направления
Указатель направления

Мы пошли на Китайскую стенку.

Путешествие к Китайской стенке
Путешествие к Китайской стенке

Вообще, во многих местах в парке развешены различные таблички, одна из которых следующего содержания.

Да, это Тайга
Да, это Тайга

Подъём до скалы достаточно крутой и никак не благоустроен. Набор высоты, который показал трекер Strava по итогу — 332 метра за ~3 километра.

Фото не передают крутизну уклона (+ здесь не максимум)
Фото не передают крутизну уклона (+ здесь не максимум)

Подготовленные "столбисты" ходят с палками и/или с ледянками, чтобы было легче осуществлять подъём/спуск.

И вот мы поднялись — перед нами нарисовалась стена.

Китайская стенка
Китайская стенка
Перейдя каменистое плато, мы попадаем к развалинам «Китайской стены». В середине прошлого столетия красноярцы называли ее «Острожной стеной». Она и в самом деле напоминает извилистое высокое заграждение, сильно разрушенное в южной части, но еще сохранившее грозные очертания в северной. Искривленная гряда спускается с водораздела в меридиональном направлении. Между интервалами находятся изолированные обломки значительных размеров: «Второй зуб», «Острожный» и наиболее высокая часть стены — «Хребет дракона».[2]

Здесь же расположилось место для отдыха, где мы и ещё несколько человек сделали небольшой перекус.

Место для отдыха
Место для отдыха

Далее было решено не спускаться сразу вниз, а подняться до самой вершины — путь проходил не по утоптанной снежной тропе, а по заснеженным камням.

Путь наверх
Путь наверх

Наверху нас ждала кепка Ильича и обратная сторона стенки.

Камень "Кепка Ильича"
Камень "Кепка Ильича"
Слева и справа от "Китайской стенки"
Слева и справа от "Китайской стенки"

В одном доступном месте решил залезть на эту стену.

Там вдалеке виднеется город
Там вдалеке виднеется город

Дальше можно было продолжить путь на другие скалы, но их у нас в планах не было, поэтому сделали несколько фото и пошли спускаться вниз. Для ознакомления — вполне нормально!

Местный ручей
Местный ручей

Вернувшись к машине первым делом решил её осмотреть на предмет "а не шоркнул ли кто-нибудь" и ответ не заставил себя долго ждать.

Да-да, "шоркнул"
Да-да, "шоркнул"

Вероятнее всего кто-то зацепил машину каким-нибудь снегокатом или санками, когда проходил мимо.

На моё удивление, то место, которое в 11 часов было широким и просторным оказалось наглухо запаркованным машинами так, что даже людям нужно прятаться в случае проезда транспорта. Недооценил!

Общий вид дороги
Общий вид дороги

...а ведь был вариант переехать на стоянку или встать вдоль дороги в карман, но показалось что "ну вроде неплохо же стою"! :-)

По итогу весь маршрут получился таким.

6 километров туда-обратно и 2 часа в пути
6 километров туда-обратно и 2 часа в пути

После этого вернулись домой, поели, немного отдохнули и вечером отправились на смотровую площадку на Николаевской сопке.

Смотровая площадка
Смотровая площадка
Вид на ночной Красноярск
Вид на ночной Красноярск

Несмотря на тёплую погоду, ветер здесь стоял невероятно пронизывающий и сильный. Сделав несколько фотографий, отправились прокатиться по вечернему Красноярску.

Проехали по проспекту Мира и приехали к площади Мира. Там было людно и шёл какой-то музыкальный концерт местной группы.

На площади Мира
На площади Мира

Отсюда же открывался вид на Виноградовский мост.

Виноградовский мост
Виноградовский мост
Виноградовский мост
Виноградовский мост

По нему можно дойти на остров Татышев.

Татышев-парк – настоящий парк в центре, который работает в круглогодичном режиме.
Летом для всех желающих открыты беговые и велодорожки, тренажерные и детские городки, спортивные площадки и пляж. А зимой в парке заливается самая большая ледовая площадка в городе «Татышев-ICE» и работают лыжные трассы.[3]

К этому времени мы уже немного находились и решили выдвинуться в сторону дома.

Так прошёл первый день в Красноярске.

Красноярск - день 2

Во второй день решили сделать перерыв от столбов и посетить Красноярский краеведческий музей.

-27

Пришли туда так же около 11 часов, спокойно запарковались рядом и пошли гулять по музею. Входной билет стоил 200₽ на человека. Аудиогидов не было, но были экскурсии. На часть экспонатов имеется бесплатный аудиогид — https://izi.travel/ru/4534-krasnoyarskiy-kraevoy-kraevedcheskiy-muzey/ru.

Далее приведу несколько фотокарточек из музея.

Вышли из музея через 3 часа. Взгляд сразу цепляется за Коммунальный мост, который ранее был изображён на 10₽ купюре.

Коммунальный мост
Коммунальный мост

Время — давно обед, а мы не ели! Захотелось немного подкрепиться — нашли рядом бар "Булгаков".

Булгаков в Красноярске
Булгаков в Красноярске

Несмотря на то, что это бар, там была вполне нормальная, привычная еда. Борщ оказался отличным, наелись от души. Да и ценник не могу сказать что огромный.

Интерьер
Интерьер

Переместились в сторону дома, начало темнеть и на этом никаких марш-бросков больше не выполняли. Только вечером сам вышел в окрестности, прошёлся по местным магазинам в поисках хлеба. Интересное наблюдение: в Красноярске очень много частных, мелких магазинчиков, ларьков. Они буквально на каждом шагу! И честно сказать, уже даже забылось это: продавщицы в фартуках, ценники, написанные от руки, грязные холодильные лари... Решил найти первое, что вспомнил — супермаркеты "Ярче!" и очень удивился. 5 магазинов на весь Красноярск. Для сравнения, в Томске их 106. Похоже, кое-кого не пускают на местный рынок. Пятёрочки есть, FixPrice тоже, есть другие какие-то неизвестные мне ранее магазы типа сетевых супермаркетов... В сравнении с Томском так же заметил, что снег чистят немного лучше. Подходы к пешеходным переходам везде были расчищены до асфальта.

Красноярск - день 3

В третий, заключительный день своего посленовогоднего путешествия решили вновь отправиться на столбы, но только уже через центральный вход.

Приезжать нужно раньше, часов в 8-9, если хотите найти место на парковке, потому что приехав в 11, места на парковке нам не хватило, но спокойно нашлось рядом.

На выбор в начале есть 2 маршрута: по дороге и по тропинке. Тропинка в итоге потом всё равно заканчивается и приходится вернуться на дорогу, однако она здесь гораздо длиннее, нежели на восточном входе. Мы пошли по тропинке и затем перешли на дорогу.

Дятел на тропе
Дятел на тропе
Человек на дороге
Человек на дороге

Как видите, дорога широкая и приспособлена для движения автомобилей, преимущественно для обслуживающего персонала и спасателей, но встречались 2 обычные, ничем не выделяющиеся машины.

Сам подъём к столбам я бы охарактеризовал как более простой, чем на восточном входе. Здесь широкая, укатанная дорога, которая только под самый-самый конец становится тропинкой (если хотите немного срезать путь). Да, это движение в гору, да, местами в очень крутую гору, но тебе не нужно выбирать место, куда поставить ногу, чтобы не покатиться под уклон. Нужна хорошая выносливость, удобная обувь и, наверное, всё.

Поднявшись, сделали небольшой перекус и встали на финальную тропу к столбам.

Последний рывок
Последний рывок

...и нас встречает первый столб. Да, так и называется.

Первый столб
Первый столб

Справа от меня находится камень "Слоник", его на фото нет.

От первого столба выдвинулись к "Перьям". Это одни из самых красивых скал в этом парке.

Обходим первый столб.

Тропа к перьям уже не такая широкая.

Тропа к "Перьям"
Тропа к "Перьям"

Спустя минут 10 подходим к "Львиным воротам"...

Львиные ворота
Львиные ворота

А рядом расположились "Перья".

Скала "Перья", Красноярск
Скала "Перья", Красноярск
Высота этой скалы — 42 метра. Перья — довольно труднодоступная скала, однако у неё есть множество лазов (16). Несмотря на то, что скала стоит почти вертикально, люди забирались на неё за считанные секунды — например, самый быстрый подъём по лазу «Авиатор» — 18 секунд, а спуск по лазу «Шкуродёр» — всего 4-5 секунд. Именно с этой скалы, в 1989 году сорвался и погиб известный столбист Владимир Тёплых.[4]

Мемориальная табличка, которая расположенная у подножья скалы, как раз посвящена ему.

Мне удалось достаточно просто и без риска забраться на соседние "Львиные ворота" и сделать оттуда несколько снимков окрестностей. Телефон, кстати, поймал EDGE.

Слазить было опаснее, чем залазить, поэтому если вздумаете забираться вверх по камням, продумывайте как будете спускаться и рассчитывайте каждый шаг. Либо вообще лучше не лазьте, если не уверенны в своих силах и отсутствует необходимая экипировка. Люди постоянно калечатся на этих скалах — разве вам хочется спускаться вниз на УАЗике МЧС?

У меня на ногах были ботинки LOWA, они оказались ну просто в своей стихии. Как для снега, так и для камней. У них отличный рисунок протектора, звёздочки, которые цепляют во всех направлениях, если идти по снегу. Кроме того, сама резина подошвы была достаточно мягкой, чтобы ходить по камням.

-41

После этого мы выдвинулись к 3-ему и 4-ому столбу, но уже держали путь назад.

Ещё раз "Перья", но с другого ракурса
Ещё раз "Перья", но с другого ракурса
-43
Третий столб
Третий столб
Достаточно крутой спуск, можно легко покатиться
Достаточно крутой спуск, можно легко покатиться

Держим курс на первый столб, на выход.

-46

Тропа была закрыта, о чём гласил плакат перед входом на тропу, но судя по утоптанному снегу, никого это не волновало. Интересно было почему её закрыли — "надеюсь, не из-за медведя", подумал я. Когда вышли к началу, оказалось, что не из-за медведя.

Проход закрыт
Проход закрыт

Вернулись в начало маршрута, прошли деревянную лестницу, выпили чай, заели бутерброды и пошли вниз. Здесь уклон был не такой крутой, как на восточном входе, поэтому желающих на санках-ледянках было меньше, но кого-то их отсутствие особо не останавливало.

Когда нет сил спускаться
Когда нет сил спускаться

Немного ответвились от дороги и пошли вдоль неё по деревянной тропинке.

-49

Прошли мимо Чёртова пальца.

https://yandex.ru/maps/-/CCUyVZsX2C
https://yandex.ru/maps/-/CCUyVZsX2C

По трекеру получилась такая картина.

Больше 500 метров в гору
Больше 500 метров в гору

17.7 километров, 4 часа, около 27000 шагов.

Вернувшись к машине, осмотрели её в очередной раз — на этот раз обошлось без сюрпризов. Решили подумать куда ехать дальше. Время на тот момент было почти 17 часов, уже смеркалось и была какая-никакая общая усталось. Так как это был последний день в Красноярске, было принято решение посмотреть на Красноярскую ГЭС. Со слов нашей знакомой, на время праздников на ней зажгли освещение и вроде как это должно выглядеть красиво. Едем в Дивногорск.

Первый подъезд к смотровой площадке через 2ГИС был засыпан снегом, либо просто не разглядел его в темноте. Навигатор тут же перестроил маршрут, чуть дальше повернули налево и вот, гляди, уже спускаемся вниз по какой-то непонятной, снежной дороге в полнейшей темноте. Спустя несколько минут начал появляться свет от прожекторов освещения, это навело на мысль о том, что маршрут всё-таки правильный. Через минуту были на месте.

Красноярская ГЭС
Красноярская ГЭС

Судя по ограде с колючкой и прожекторам освещения, которые направлены прям в лоб, охрана здесь неплохая. Тем не менее, подходим к забору, чтобы просунуть телефон и сделать кадр получше.

Красноярская ГЭС
Красноярская ГЭС
Красноярская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Енисее вблизи города Дивногорска Красноярского края. Входит в Енисейский каскад ГЭС, составляя его третью ступень. Является второй по мощности (после Саяно-Шушенской ГЭС) электростанцией России. В комплекс Красноярского гидроузла входит единственный в России судоподъёмник.[5]
Поиски места для строительства мощной ГЭС на великой реке завершились к 1955 г. 17 июля 1955 г. приказом Министерства строительства электростанций для сооружения Красноярской ГЭС на Енисее создано специализированное строительно-монтажное управление строительства «Красноярскгэсстрой». А 23 сентября 1955 г. Государственная комиссия утвердила Шумихинский створ строительства Красноярской ГЭС. Строительство Красноярской ГЭС велось с 1956 по 1972 г. по проекту Ленинградского отделения института «Гидроэнергопроект» (ныне ОАО «Инженерный центр ЕЭС — институт Ленгидропроект»).
Сооружение плотины было объявлено ударной комсомольской стройкой. Сюда съехались тысячи юношей и девушек со всей страны. Для многих из них строительство Красноярской ГЭС явилось первой трудовой школой, школой жизни и мужества. С 1956 по 1958 г. проводилась комплектация строительными кадрами, оснащение механизмами и транспортными средствами, строительство временного жилья, складов, дорог и линий электропередачи. В 1956 г. для гидростроителей на месте Знаменского скита начали сооружать город Дивногорск.[6]

Сооружение впечатляет, конечно. Она огромная! И красивая.

Немного постояли, посмотрели, послушали тишину и поехали в сторону дома. На этом закончился третий день.

Красноярск -> Томск

Путь домой планировали начать так же в 9 утра, но сборы вещей проводили утром и как-то уже без спешки, потому что дорога была понятная, поэтому выехали только в 10. Заехали на заправку ГазпромНефть при выезде из города и ещё 1 раз остановились на дозаправку и поесть уже ближе к Томску. Дорога была хорошая, без осадков, без большого количества грузовиков. Доехали спокойно. В Томск приехали в 17:50, ещё даже не сильно темно было.

Итого

Ну, неплохая получилась покатушка! Сложилось представление о Красноярске и его национальном парке "Столбы". Да, много чего не увидели, но за 3 дня и так вроде неплохо получилось. Если вдруг когда-нибудь надумаем скататься туда повторно, то уже можно более детально выбрать одежду, обувь, запастись провиантом и отправиться открывать остальные столбы, которых ещё о-оочень много. А можно на столбы и не лезть, так как есть и другие красивые места. В общем, места для действий ещё полно.

Во время походов использовался трекер Strava и оффлайн карты Organic Maps.

Спасибо что дочитали до конца, надеюсь, этот рассказ не утомил!

Ссылки на источники

[1] https://kras-stolby.ru/about/

[2] http://old.stolby.ru/Sk/KitStenka.asp

[3] https://vk.com/ostrovtatyshev

[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%8C%D1%8F_(%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D1%8B)

[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%AD%D0%A1

[6] http://my.krskstate.ru/docs/energo/oao-krasnoyarskaya-ges/