Спектакль "Школа жен" в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского в постановке главного режиссера Миндаугаса Карбаускиса в хорошем смысле классический по форме спектакль. Поставлен по пьесе Мольера в переводе, что важно, Дмитрия Быкова. Мы немного отвыкли от спектаклей, поставленных в манере традиционного русского театра. Сразу навеяло воспоминания о постановках в МХТ того Мольера, которые смотрел еще в школе. Никаких инновационных форм в постановке, манере речи, декорациях, инсценировке. Почти никаких. Кажется такой спектакль могли поставить и 30 лет назад.
Кажется, но это не так. При всей внешней классичности: герои даже одеты в костюмы 18 века, режиссер вытащил из текста, при помощи Быкова конечно, вневременной юмор и мудрости писателя-комедианта. Ведь в этом и есть смысл театра: найти что-то, что созвучно зрителю здесь и сейчас. Можно добиваться этого разными способами. В эпоху постмодернизма принято полностью ломать привычные формы повествования и находить парадоксальные ходы, смешивая эпохи, персонажей, тексты разных авторов, принимать шокирующие решения. Иногда это отлично работает, иногда выглядит странно и неуместно. Здесь свои герои у русского театра: Крымов, Бутусов, Могучий, Серебренников, Богомолов, наконец. У них есть свои шедевры и свои неудачи. И такой формы подачи сейчас много. Ей всегда противопоставляют академический театр и постановки Малого театра, Театра Моссовета, МХАТА им Горького. Две крайности, которые подчас непримиримы. У всех свой зритель. Кто-то не пропускает спектаклей Театра Наций, а кто-то стоит горой на великую русскую театральную школу.
А если найти компромисс. Мне близки такие попытки, предпринятые в Вахтанговском театре Римасом Туминасом. Его спектакль "Евгений Онегин" - лучшее из увиденного мною. Он расшевелил старую трупу и нашел в ней новое звучание. Никто не ушел, никаких скандалов, а спектакли постоянно в номинациях Золотой маски (может это и не показатель для многих, но все же).
Миндаугас Карбаускис уже 10 лет делает похожее большое дело в Театре Маяковского. После спектакля "Русский роман" в его поставке я открыл снова для себя этот театр. Вроде форма подачи ненова, и герои не из этой эпохи, и никакого шока на сцене, но взгляда не оторвать. Затягивает. Тормошит.
Возвращаясь к "Школе жен". Это действительно очень смешной и зрительский спектакль. Сохраняя легкий сарказм Мольера, текст очень созвучен современному времени. Здесь мы улавливаем и нотки гендерных противоречий, и иронию над условно мужским обществом, и приговор традиционному взгляду на место женщины в семье и мире. Мужчины, сохраняющие предрассудки о роли женщины и пустые надежды на свое превосходство, смешны и заранее в проигравших. Женщины вовсе не жертвы, а скорее "серые кардиналы", которым осталось полшажка до открытой победы. Скрепы остались только в головах несчастных ретроградов, которых по хорошему жалко. Они не поспели за жизнью и борются уже давно проиграв.
Режиссер сделал бросок и на другое поле. Скрепы остались не только в семье. Они и в обществе, и в государственном устройстве. Люди держатся за них, а причин это делать и нет давно. Это никому ненужно и держит их только страх перед новым. Однако жизнь все равно идет вперед, и если ты не прыгнул в этот вагон тебя просто протащит по рельсам вслед. Печально и немного смешно. В спектакле этот аспект показан полунамеком и нарочито несмело. Вырвавшееся случайно высказывание. Вроде и хочется сказать, но боязно. Тонкие аллюзии на день сегодняшний в наших широтах.
Персонажей в пьесе немного и актеры справились отлично. Они просто смакуют текст, играют с ним, интонируют. Пиршество для ушей. Можно даже просто слушать. Наталья Палагушкина, в роли юной Агнесы, чудо, как хороша. Своей тягучей немного издевательской манерой говорить она просто заново переставляет все фигуры на шахматной доске персонажей. Ее просто нельзя ни в чем уличить, ни в чем укорить, ни противостоять ей. У экзальтированных актрис Литвиновой, Ребенок, Эрнст появилась конкурентка.
Итог. Даже если Вы не сторонник академического театра и уже искушенный зритель, думается "Школа жен" Вам придется по нраву. Скучно Вам не будет, а в старой пьесе Мольера найдете Вы и день сегодняшний.