Найти в Дзене
На перекладных.

Святки по правилам. С Василием Жуковским, Александром Пушкиным и Львом Толстым

Оглавление
Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени.

Л. Толстой. "Война и мир".

Н. Каразин. "Поездка Ростовых на святках к Мелюковым"
Н. Каразин. "Поездка Ростовых на святках к Мелюковым"

Святки — святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января, отмечаются  в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.

Чем были особенны эти зимние дни? И какого ознаменование они требовали?

Языческое прошлое.

В России, точнее на Руси, святки - наследие дохристианской культуры. Сменялись два вечных временных отрезка крестьянской жизни. Уходил старый хозяйственный год, удачный или неудачный, впереди маячил новый, морочащий надеждами, пугающий неизвестностью. Маячил, но еще не приходил. Не то, чтобы рвалась связь времен, но маленькая трещинка точно образовывалась, в которую хотелось заглянуть и узнать, что там впереди. Помочь в этом захватывающем деле мог бог Святовит, зимняя ипостась грозного Перуна. С ним полагалось делиться праздничной едой - просто бросить лакомый кусочек в печь, а там уж он сам разберется.

Честно говоря, Церковь против!

И тем не менее с приходом христианства мало что изменилось. Просто более четко оформился календарный период - с Рождества до Крещения.

От идеи заглянуть в будущее никто отказываться не думал. Поскольку дело это опасное, надо бы предпринять меры безопасности. Через временной зазор на землю проникали духи, они могли приоткрыть завесу над будущим, но от них же можно было ждать любой пакости. Перво-наперво, надо было замаскироваться - сменить "личину", нарядиться в кого-нибудь.

Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры...
...Молодежь исчезла куда-то.Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах — это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс — это был Диммлер, гусар — Наташа и черкес — Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.

Л. Толстой. "Война и мир".

В кого могли быть наряжены дворовые?

Парни обычно становились солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а девушки — птицами, например, курицами, цыганками с ребёнком. Конечно, особой популярностью пользовались костюмы животных — медведя, волка, козы, быка, кобылы.

Нарядились, "затесались" в ряды духов - нужно приступать к главному делу Святок - гаданию. Время терять нельзя, эффективно гадать можно в "страшное" время - первую неделю после Рождества.

У Толстого гадают дальние родственники Ростовых - многочисленное семейство Мелюковых.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.

Л. Толстой. "Война и мир".

Просится гадать в бане кузина Наташи - Соня, а потом они вместе гадают у зеркала.

На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала.
... Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
— Отчего другие видят, а я ничего не вижу? — сказала она. — Ну, садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, — сказала она. — Только за меня... Мне так страшно нынче!

Л. Толстой. "Война и мир".

Гадание у зеркала считалось опасным. В идеале такое гадание следовало проводить в каком-нибудь "нечистом" месте, например, в бане. Но самым страшным было гадание не просто с зеркалом, а с зеркалом, наводимым на Луну. Так гадает пушкинская Татьяна. Причем, при этом она даже снимает с себя поясок - оберег.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...

А. Пушкин. "Евгений Онегин".

Краткую энциклопедию святочных гаданий составил в свое время Василий Жуковский в поэме "Светлана".

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

С "ярым воском" и башмачком все более или менее понятно. Воск застывал, и по принятой им форме можно было что-то узнать. Воск иногда заменяли жженой бумагой и внимательно рассматривали тень на стене: что-то церковное – к свадьбе, пещера или яма – к смерти, игрушка – к детям. Башмачок мыском указывал, откуда будет жених.

Счетное зерно, как понятно из названия, требовало определенных математических знаний. Зерно перед курицей рассыпали в порядке живой очереди. Склюет все зерно - хозяйка зерен выйдет замуж, половину - счастье улыбнется второму номеру по очереди, окажется сытой по горло - в пролете в этом году все участвующие в гадании.

Гадание по драгоценностям, погруженным в воду тоже мероприятие для целой девической компании. Вообще, девушка - главная фигура Святок, молодые люди, так сказать, на подпевках. Блюдо с кольцами и серьгами покрывалось белым платком, пелись специальные песни, они так и назывались - подблюдные. После каждой блюдо встряхивалось. Девушки по очереди вытаскивали свои вклады. Вытащила свое колечко - значит песня про нее.

"Под окном слушали"... Слушать нужно было не под любым окном - под церковным, точнее, у дверей Храма, и лучше в полночь. Услышать колокольный звон - к свадьбе, стук - к могиле. Вот такое веселое гадание.

Гораздо меньше риска - пополоть снег. Повезет - можно найти брошенное в снег кольцо. Значит свадьба не за горами. Не повезет - есть время заняться более тщательными поисками жениха. Например, украсть у претендента волос и отправить его в плавание вместе со своим. Там тоже все серьезно: сплетутся волосы  - естественно, к скорой свадьбе, плавают на расстоянии - этот луч надежды, увы не блеснет, утонувший волос предрекает "хозяину" болезнь или даже смерть.

Гораздо позитивнее гадание по полену, под грифом "Портрет будущего мужа". Из поленницы в темноте, наугад следовало вытащить первое попавшееся полено. Если оно окажется гладким с ровной гладкой кожей  - муж красивый и молодой. И это, пожалуй, самый удачный вариант. Дальше все чуть похуже. Кора толстая корявая  - муж некрасивый, кора на полене ободрана -  муж бедный, растрескавшееся полено - муж рябой и с физическими недостатками. Но зато, если полено сучковатое - следует ожидать многочисленного потомства.

Святки: неделя вторая, веселая.

Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани...

Л. Толстой. "Война и мир".

Святки - это веселые поездки в гости, пляски, хороводы, песни.

...И только по усилившемуся как будто навстречу ветру и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится...

Л. Толстой. "Война и мир".

В безумное святочное время происходят неожиданные и выходящие из обыденного ряда вещи. У Толстого Николай делает Соне давно ожидаемое предложение ( хотя свадьба все-таки не состоится). Музыкально одаренная Наташа именно в святочные потрясающе поет.

Как всегда, став на середину зады и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери. Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно и прежде и долго после не пела так, как она пела в этот вечер.

Л. Толстой. "Война и мир".

Чем сердце успокоится.

Черту под святочным весельем подведет Крещенский сочельник. Церковь не зря не поощряет святочных безумств. Все это бесшабашное веселье, и особенно гадания, конечно, не слишком благочестивы. И сами согрешившие об этом знают или догадываются. Но все не безнадежно. Есть способ очиститься от святочных грехов. Свои гостеприимные объятия откроет для смельчаков крещенская прорубь - купель. Здесь можно смыть все грехи. И начать жизнь с чистого листа.

Всем веселых Святок!