Найти в Дзене
Флориан Блэк

Александр Градский. Жил-был он...

Не хотелось писать о нем сразу, оседлывая волну бесконечных некрологов. Нужно было, чтобы всё улеглось - и в голове, и вокруг... Даже так вопрос стоял: стоит ли об этом?

Но вот созрел и просится наружу небольшой разговор о Градском, Александре Борисыче. Важное уточнение: о Градском, которого слушаю я - ибо предпочтения мои, давно замечено, всегда находятся где-то сбоку от общепринятых.

Меня, например, никогда не трогала тысячекратно упомянутая в последнее время "Перррвый тайм мы уже отыграли". Потому что - ну как может трогать, скажем, скульптура "Рабочий и колхозница"? Она создана для того, чтобы возвышаться и внушать. Так же и эта песня: монументально, колоссально, пафосно, но... не трогает. Слишком отдаёт советским официозом.

А трогает вот эта, обманчиво-простенькая, тихушница такая:

А вот эта не просто трогает - валит наповал, будто выстрел из снайперской винтовки. Такие вещи меняют тебя сразу и бесповоротно: пять минут назад ты был как телёнок на лугу, а вот уже сидишь опрокинутый, всё внутри перевернулось, и мир вокруг другой, и прежним никогда не станет.

Градский брал в качестве текстов для своей музыки великую поэзию - и становился с ней вровень. Это не каждому дано: многие певцы, особенно эстрадные, могут так испоганить стихотворение, что и читать потом не захочется. А Градскому с лихвой хватало таланта, вкуса, чуткости... Исполняя эти песни, он при своем среднем росте делался великаном.

Но этот великан мог быть и очень нежным, как в замечательной сюите на стихи Поля Элюара "Сама жизнь".

-2

-3

А как он блистательно язвил в "Сатирах", оживляя голосом куплеты Саши Чёрного так, что каждый персонаж буквально вставал перед глазами.

-4

И смотрите, насколько точны и разнообразны композиторские решения в этих двух сюитах: "Сама жизнь" - импрессионизм, полутона, необычные построения аккордов, "Сатиры" - россыпь стилизаций, музыка, по словам самого Градского, "созвучная тому времени... Канкан и ранний джаз, романс и "душещипательная лирика"..., образность вокала камерной и оперной музыки." Сделано всё это на высочайшем уровне.

А "древнерусская тоска" проникла в произведения Градского задолго до знаменитой песни Гребенщикова. Ещё в 1980 году вышел альбом А. Б. "Русские песни", где были представлены народные композиции в авторской аранжировке.

-5
-6

Немного позже появилась вокальная сюита "Звезда полей"на стихи Николая Рубцова, признанного последователя есенинских традиций.

-7
-8

Все пластинки, которые я здесь упоминаю, выходили на фирме "Мелодия", и я их добросовестно покупал. Наверное, покупал и кто-то ещё, но среди моих знакомых таких людей не было. Люди слушали Металлику, Мейден, Скорпов, Квинов, Modern Talking, Челентано, Алису, Кино, Аквариум, Сектор Газа... Градского не слушал никто. Мои попытки познакомить с его творчеством друзей-меломанов встречались, как правило, пожиманием плечами и вопросами в духе: а ты King Diamond слышал? Разумеется, подружкам, посещавшим мой дом, я песни Градского не предлагал, опасаясь спугнуть. Приходилось наслаждаться его творениями в одиночестве. Меж тем творения становились всё прихотливее, а поэзия - всё неожиданнее: например, на альбоме "Флейта и рояль" соседствовали стихи Маяковского и Пастернака, бывших друзей-футуристов, а "Ностальгия" отдавала дань эмигранту Набокову с его душераздирающей печалью. Эта пластинка, что символично, вышла в свет уже во время приснопамятной "перестройки", когда СССР затрещал по всем швам.

Мелодия романса на стихотворение Набокова "К России" практически идентична мелодии пахмутовского "Первого тайма", только исполняется медленнее - так замыкается круг...

Когда-то Александр Градский, вслед за Николаем Рубцовым, предсказывал : "Я умру в крещенские морозы..."

Рубцов угадал с пугающей точностью: он был убит 19 января.

Градский ушел в ноябре, ненамного раньше предсказанной даты...

Интересно, у многих ли сохранились его пластинки?

***

юный взгляд с побуревшего снимка

объектива шального мишень

на вертушке шипела пластинка

где битлы исполняли мишель

был наверное вечер субботы

танцы-шманцы как раз подучить

и смертельную дозу свободы

не страшился никто получить

разомлев упивались балладой

той где лестница небо и проч

рассуждали о смерти с бравадой

что твои вальсингамы точь-в-точь

кто она – похотливая сука

или воин с железным лицом

почтальон приходящий без стука

как легко в это веришь юнцом

а теперь из багрового сгустка

разливается сумрак безлик

темнота предстоящего спуска

что ты знаешь об этом старик

сочинитель рифмованных трелей

за всесильную выпей до дна

но не ври что в глаза ты смотрел ей

потому что безглаза она