Найти тему

Язык осятков с берегов Енисея

Некогда один из малочисленных коренных народов Сибири – кетов (1219 человек по переписи 2010 г.) – называли «енисейскими остяками», поскольку живут они в таежной части бассейна реки Енисей (Красноярский край). А кетский язык, соответственно, называли «остяцким» или «енисейско-остяцким» (самоназвание языка – «остыганна-ка’»).

По поводу происхождения слова «остяк» учеными выдвигаются различные теории.

Так, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится, что, возможно, это название связано с выражением «Ас-ях», то есть «народ Оби», поскольку изначально остяки – это финно-угорское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам. Но также есть версия о происхождении этого этнонима от татарского «уштяк» – «варвар».

В этимологическом словаре М. Фасмера указано, что «остяками» назывались ханты на Оби и Иртыше, селькупы на Оби и притоках, кеты на Енисее, а также часть вогулов-манси. М. Фасмер также связывает название народа с выражением «аs-χо» - «человек с реки Обь (Аs)».

Впервые слово «остяк» в значении «ханты» употребляется Иваном Грозным в «Жалованной грамоте царя Ивана Васильевича Якову и Григорию Строгановым об освобождении на 20 лет от разных податей и повинностей их земель и людей на Тахчеях и на Тоболе»:

«Да и преж де того Сибирской же салтан ратью наших данных остяков Чагиря с товарищи побил в тех же местех, где их Яковлев да Григорьев промысл. А иных данщиков наших Сибирской имает, а иных и убивает, аде велит нашим остяком, и вогуличам и югричам нашие дани в нашу казну давати; да и на рать с собою емлет насильством в судех воевати югрич тех же остяков и вогулич; а к нашим де изменником к черемисе, как нам была черемиса изменила, посылал Сибирской через Тахчеи и перевел Тахчеи к себе; а и прежде сего Тахчеевы нам дани и в Казань ясаков не давали, а давали де ясак в Нагаи; а которые остяки живут круг Тахчеи, и те остяки приказывают, штоб им наша дань давати, как иные наши остяки дань дают, а Сибирскому б дани и ясаков не давати и от Сибирсково б ся им боронити за одно».

Сами же кеты не называли себя остяками. Их самоназвание, или по-другому «эндоним», – «кето»/«кет» – переводится как «человек» (также переводятся и самоназвания некоторых других народов, например: «ханты», «манси», «ненцы», «нивхи»).

Источник: vodohod.nat-geo.ru
Источник: vodohod.nat-geo.ru

Кетский язык, носителями которого являются кеты, представляет большой интерес, так как в настоящее время это единственный живой представитель енисейской семьи языков. К этой семье также относятся следующие языки:

  • коттский
  • ассанский (иногда считается диалектом коттского)
  • аринский
  • пумпокольский
  • югский

Югский язык, ближайший родственник кетского языка, существовал примерно до 1970-х годов, а другие енисейские языки прекратили свое существование в 18-19 веках.

Поскольку сейчас енисейская семья языков представлена лишь одним кетским языком, то его можно назвать изолированным языком, или языком-изолятом. К такому же типу относится нивхский язык, распространенный в северной части острова Сахалин.

В основном, носителями кетского языка являются люди старшего поколения. Исследования показывают, что количество носителей сейчас составляет примерно 60 человек.

Первые упоминания о кетском языке были опубликованы П. С. Палласом в 1788 г. в путевых заметках («Путешествие по разным провинциям Российского государства»). Научные экспедиции в Сибирь проводились уже в 18 веке. Исследователи с интересом изучали енисейские народы, их быт, традиции и языки. В 1846 и 1847 гг. М. А. Кастрен собрал значительный материал по кетскому языку. Ему также удалось поработать с пятью людьми, которые еще говорили на коттском языке. В 1858 г. была издана первая грамматика этих двух языков.

Во второй половине XIX в. интерес к кетам и кетскому языку начинает возрастать. Но, пожалуй, наибольший прорыв в изучении грамматики кетского языка относится к 1960-1970-м годам: в этот период издаются этнографические монографии, проводятся экспедиции, делаются записи звучащей речи носителей языка.

Долгое время кетский язык не имел письменности. В 1930-е годы кетами использовался алфавит на латинской основе, который создал сибиревед, этнограф и лингвист Н.К. Каргер в 1934 году. А в 1985 году была принята письменность на основе кириллицы, разработанная Г.К. Вернером.

По своей морфологической структуре кетский язык проявляет типологически разнородные черты: агглютинативность, синтетизм и полисинтетизм.

Источник: cdn.fishki.net
Источник: cdn.fishki.net

Структура кетского языка объединяет его с индейскими языками, а также чукотский, юкагирский, алеутский. Для всех этих языков характерны длинные и сложные слова-предложения.

Необычный морфологический строй заставлял ученых выдвигать разные теории насчет родства кетского языка и других языков, однако традиционно енисейскую семью языков включают в сино-кавказскую макросемью. Туда также относят баскский язык, дене-енисейские языки, северокавказские языки, язык бурушаски, хуррито-урартские языки, сино-тибетские языки.

#языки #народы россии #коренные языки #родная речь #кеты #родные языки #древнерусский язык #этнос

Федеральный институт родных языков

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Родные языки народов России»

Официальный сайт

ВКонтакте