Как-то раз, когда я лежал на диване, разглядывая висящую на стене карту мира, мне вдруг бросилось в глаза уникальное географическое положение республики Чили: вся её территория вытянулась узкой полосой вдоль 70 меридиана. «Вот интересно, — подумал я. — Несмотря на огромную протяжённость страны, все чилийцы встают ото сна одновременно! И дальше всё население страны ведёт себя как один человек: проснувшись в 8 утра, бодрствуют 16 часов, в 24 ложатся спать, и вся страна спит до утра. Выходит, Чили — это как бы страна долготная, а как выглядит идеальная широтная?»
Ответ прост: человек должен спать 8 часов в сутки, поэтому широтная страна должна быть вытянута вдоль какой-нибудь широты на 8-часовых поясов. Волна пробуждения, пробегая по стране, за 8 часов вырвет из объятий Морфея всё её население, которое будет бодрствовать следующие 8 часов, пока его не накроет 8-часовая волна засыпания. Как только эта волна пересечёт западную границу, усыпив последнего жителя, на восточной границе волна пробуждения уже поднимет с постели первого гражданина. Таким образом, в отличие от жителей долготной страны обитатели широтной живут совсем по иному распорядку дня. Они встают и засыпают 8-часовыми волнами, все одновременно бодрствуют только 8 часов в сутки, а все одновременно в спящем состоянии не находятся никогда!
Страны, близкой к идеальной широтной стране, на земном шаре нет. Есть лишь страны с числом часовых поясов, меньшим 8. Так, в США с их шестью часовыми поясами волны засыпания и пробуждения всего населения длятся по 6 часов, а из остальных 12 вся Америка бодрствует 10 и вся спит 2 часа. А простирающаяся на три часовых пояса Австралия, тратя на засыпание и пробуждение по 3 часа, из остальных 18 вся бодрствует 10 часов и вся спит 8.
Ну, а что происходит в России, протянувшейся вдоль своей главной 57-градусной широты на 10 часовых поясов?
Наша страна уникальна: её протяжённость превышает длину волн засыпания и пробуждения на 2 часа! Когда волна засыпания погружает население восьми любых часовых поясов России в глубокий сон, обитатели двух оставшихся поясов не спят. Выходит, русский народ никогда весь целиком не пребывает в спящем состоянии, какая-то его часть всё время бодрствует, всё время начеку. И подобного ему в этом отношении в мире нет. Не потому ли величайшие духовидцы называли русский народ УДЕРЖИВАЮЩИМ?
Взглянув на карту мира, нетрудно убедиться: все великие державы — Россия, США, Китай — растянуты по широте больше, чем по долготе. Это наводит на мысль, что народам, живущим менее, чем в одном часовом поясе, не хватает чего-то такого, что необходимо для создания великого государства. Но чего?
Рискну предположить: им не хватает широты души и тесно связанной с ней готовности к подвигу!
Сентябрь–октябрь 2006