Начало здесь
Это одна из моих любимых картин. Когда-нибудь ее репродукция будет висеть у меня над камином))
Впервые я увидела ee в "Солярисе" Тарковского: музыка Баха, "Охотники на снегу" и герои, парящие в невесомости... Одно из сильнейших эстетических впечатлений детства)
Хотя, если честно, мне грех жаловаться: в доме было много книг по искусству, мама моя самоотверженно, с младшим наперевес, таскала меня из поселка в город, в музыкальную школу...
Ну это всё так, лирика.
Я обещала рассказать о Брейгелях и их вИдении сюжета "поклонение волхвов"
Итак, Питер Брейгель Старший (Мужицкий), написал целый цикл работ, посвященных событиям в Вифлееме: "Поклонение волхвов" 1562, "Поклонение волхвов в снегу" 1563, "Перепись в Вифлееме"1566, "Избиение младенцев" 1567 и "Поклонение волхвов" 1564.
На первый взгляд, кроме снега, ничего рождественского в этой картине нет. Европа переживает "Малый ледниковый период", каналы и реки промерзают, снег засыпает фламандский городок. Люди заняты своими делами: таскают воду из проруби, куда-то спешат... Приглядимся - все же можно разглядеть караван. Видите осликов? Все самое важное происходит в левом нижнем углу картины. И в этом авторский замысел: мы не замечаем чуда, происходящего здесь и сейчас.
Что же там происходит?
Чтобы получше рассмотреть, можно обратиться к копии, которую написал Питер Брейгель Младший. Снег сын убрал, многие детали сделал более внятными.
Марию мы почти не видим, младенец лишь угадывается в свертке на ее коленях.
Брейгель переносит евангельские события в современный ему мир.
Христос приходит в этот мир каждую зиму... замечаем ли мы его? В какой мир приходит Спаситель?
Эта же мысль более отчётливо проговаривается в "Поклонении волхвов" 1564 года.
Комментируя это полотно, искусствоведы говорят о влиянии на Брейгеля Иеронима Босха. Здесь нет традиционного ощущения радости и благоговения. Обилие солдат и оружия усиливают чувство тревоги. На младенца направлен арбалет... Брейгель пишет это полотно, полное горькой иронии, несомненно, в ответ на современные ему политические события: протестантские Нидерланды пытаются отстоять независимость от католической Испании. Помните чудесный советский фильм "Легенда о Тиле Уленшпигеле?"))Весь зрительный ряд там построен на брейгелевских полотнах.
Центральная фигура на картине - Мария с младенцем на руках - выделена с помощью цвета ее одежды - холодный, небесный синий контрастирует с остальными фигурами, написанными в более "земных" тонах. Лицо Марии почти скрыто, но мы видим, что она печальна. Печальна, но прекрасна. Говорят, в виде Марии Брейгель изобразил свою молодую жену - дочь своего учителя, Питера Кука Ван Альста, Майкен.
Лица окружающих - это скорее не лица, а рожи: любопытствующие, злорадствующие... Волхвы не радуются и умиляются, а, скорее, заискивают. Младенец не тянется к дарам, а отдергивает ручку и явно боится неприятного дядю. Нарекания католической церкви вызвал и образ Иосифа: он скорее отстранённый свидетель, отвлекающийся на нашептывающего ему что-то неизвестного. Что шепчет этот мужчина? Загадка... Но этот диалог снижает торжественность момента, создаёт параллельный сюжет. Стоящий рядом мужчина явно пытается подслушать разговор, на чудесного младенца никто и не смотрит. Фигура Бальтазара выполнена в контрастных тонах (белый плащ, чёрное лицо). Корона, похожая на терновый венец. Думаю, именно он протягивает смирну (миро), которое используют при погрeбenии ycопших.
У Брейгеля Старшего существует и более ранний, почти канонический вариант этого сюжета - "Поклонение царей".
Эту его работу, довольно плохо сохранившуюся в оригинале, охотно копировали сыновья: Питер Брейгель Младший, прозванный "Адским" и Ян Брейгель Старший, прозванный "Бархатным".
Почему?
Сравним))
Научить рисовать своих сыновей Питер Брейгель не успел: когда он умер, старшему было 4 года, младшему - год. Питер Брейгель Младший, навсегда оставшийся младшим (детей не имел), в своей мастерской с учениками фактически изобрел метод живого печатного станка и положил начало тиражированию художественных работ в коммерческих целях. А у Яна Брейгеля родился сын, впоследствии ставший художником, поэтому есть Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший. Сегодня своим "Брейгелем", а то и несколькими, может похвастаться любой европейский музей))
В мирном пейзаже чувствуется некая обреченность: ловушка поставлена, беззаботные птички, как и фигурки людей на хрупком льду, в любой момент могут закончить свое земное существование.
Но кое-что младший Брейгель от себя добавил....
Видите на этом пейзаже Святое семейство?
Если приглядеться, можно разглядеть Иосифа, ведущего ослика... Потому что это не просто пейзаж, а "Подготовка бегства в Египет"))
По Брейгелям, Христос всегда среди нас, а Рождество происходит каждую зиму))
Ещё о поклонении волхвов в искусстве