Найти тему

Идиллия повседневной жизни в работах Карла Шпицвега

Оглавление

Культуру повседневности часто недооценивают, считая ее однообразной, скучной и слишком простой. В искусстве часто предпочтение отдается чему-то масштабному, роскошному и кричащему. Ну или нереальному и фантастическому. Замысловатые идеи ставятся выше эстетики и уюта, а все незнакомое вызывает интерес.

И это совершенно нормально. Но в этом водовороте грандиозности и знаковости появлялись великие художники, отвергающие помпезность и предпочитающие окружающую посредственность. И делали они это с невероятным мастерством, как искусные ювелиры, трепетно работая над своим маленьким делом.

Я уже писала про бидермайер – художественное течение в немецком и австрийском искусстве первой половины XIX века. Бидермайер – огромный мир быта и уюта, домашнего очага, обычных мирских дел и радостей. Это стиль бюргерского искусства – про и для простого обывателя. И об одном из ярчайшем представителе этого художественного направления – Карле Шпицвеге – мне бы хотелось написать отдельно и познакомить вас с его прелестными картинами.

Давайте разбираться!

Художник-самоучка

Карл Шпицвег, ок. 1860
Карл Шпицвег, ок. 1860

Карл Шпицвег родился 1808 года в городе Унтерпфаффенхофене, недалеко от Мюнхена. Семья Карла была богатой и принадлежала к высшему среднему классу: мать, Франциска Шпицвег, была дочерью богатого поставщика фруктов, а отец, Симон Шпицвег, занимался торговлей. Человек деятельный и предприимчивый, Симон заранее распланировал будущее своих трех детей: старший сын должен унаследовать его дело, младший стать врачом, а Карл – работать фармацевтом. Поэтому Шпицвег-средний поступает в Мюнхенский университет, обучаясь у известного фармацевта Франца Петтенкофера.

Казалось бы, будущее юного Карла предопределено. Закончив университет, Карл начинает работать в городской аптеке. Правда, стоя за прилавком, Шпицвег не раскладывал баночки и скляночки особым аптечным методом, а создавал рисунки постоянных клиентов, больных и стариков; иногда пытался изображать городскую архитектуру.

В 1833 году Шпицвег получает наследство после смерти отца. Отныне он может не работать и жить в свое удовольствие, будучи обеспеченным до конца своей жизни. Это событие позволяет Карлу уйти с работы и начать изучать искусство.

Автопортрет, ок. 1840
Автопортрет, ок. 1840

Шпицвег поглощает трактаты о живописи, путешествует по Европе и копирует работы великих мастеров. Конечно же, знакомится с искусством Золотого века Голландской живописи, где бытовое и повседневное изображается с особой тщательностью.

После путешествий Шпицвег останавливается в небольшом городе Роттенбург в Германии. Тихие узкие улочки, средневековая архитектура, дружественный отношения между горожанами, где все друг друга знают, – вся городская идиллия Роттенбурга мастерски изображена на его работах.

Сам Карл Шпицвег вел жизнь, соответствующую его творчеству: друзей у него было мало, а дом ничем не отличался от жилья обычных горожан. Тихо-мирно, как на картинах. Сидя у окна и наблюдая за обыкновенной жизнью бюргеров, Шпицвег превращает бытовое и не привлекающее внимание событие в целое авантюрное приключение. Конечно же, с долей иронии.

«Серенада в лунном свете»
«Серенада в лунном свете»

Обыденность, приправленная доброй иронией

Карл Шпицвег создал более 1500 работ. Часть работ покупалась бюргерами, которые украшали свои дома небольшими жанровыми картинками. Бидермайер был популярен в период после наполеоновских войн и до революционных событий в Европе. Это было время мирное и тихое, где каждый хотел посидеть дома и почувствовать уют и спокойствие. Многие занимались садоводством, кто-то уделял большое внимание внутреннему убранству жилища; все вспоминают о своих хобби, которые были давным-давно заброшены и получают удовлетворение от простых домашних обязанностей.

То, без чего не существует повседневности

Часто Шпицвег изображал героя, занимающегося каким-то хобби, а окружающее пространство заполнял деталями, подтверждающими увлеченность в деле.

«Бедный поэт», 1839. Маленький чердак с небольшим окошком, где живет поэт. По книгам, заполняющим большую часть пространства, зритель понимает, что герой картины работает над чем-то творческим, но не очень прибыльным. Шпицвег рассказывает историю деталями и вещами. Он как будто подглядывает в замочную скважину двери, чтобы изобразить комнатку настоящей.
«Бедный поэт», 1839. Маленький чердак с небольшим окошком, где живет поэт. По книгам, заполняющим большую часть пространства, зритель понимает, что герой картины работает над чем-то творческим, но не очень прибыльным. Шпицвег рассказывает историю деталями и вещами. Он как будто подглядывает в замочную скважину двери, чтобы изобразить комнатку настоящей.

Нередко при просмотре фильмов и сериалов, нам показывают идеальные комнаты, чистота которых вызывает у нас чувство зависти: вещи не раскиданы, постели заправлены, полы вымыты до блеска. Шпицвег умело превращает беспорядок в отличительную особенность персонажа картины. Да и все мы люди и живем не в идеально спланированном пространстве.

Художник изображает бедность не отталкивающей и лишенной эстетики, а, скорее, тихой и мечтательной, со своей особой повседневностью. Например, бедный поэт, судя по картине, согревается только в кровати под одеялом; чтобы согреться, ему нужно топить свои работы. Они лежат рядом с печкой вместо дров.

«Книжный червь», 1850. Так точно показан человек, увлеченный своим делом! Мало того, что на довольно приличной высоте он читает книгу и не может оторваться, так еще в руке и между ног – очередные книги, которые библиофил не может отпустить из своего поля зрения.
«Книжный червь», 1850. Так точно показан человек, увлеченный своим делом! Мало того, что на довольно приличной высоте он читает книгу и не может оторваться, так еще в руке и между ног – очередные книги, которые библиофил не может отпустить из своего поля зрения.

Любовь к цветам и трепетное отношение к саду - атрибут бытовой жизни практически каждого человека. Шпицвег красочно создает мир увлечений и интересов, не обделяя вниманием любителей природы.

«Друг кактусов», ок. 1856
«Друг кактусов», ок. 1856
«Любитель кактусов», ок. 1856
«Любитель кактусов», ок. 1856

Например, любитель кактусов приветствует своих домочадцев и выносит на улицу подышать воздухом.

«На чердаке», ок. 1865/1870
«На чердаке», ок. 1865/1870

Или же житель чердака, утроивший у себя на балконе настоящий цветущий сад. Он бережно поливает свою гордость, создавая им лучшие условия жизни, чем самому себе.

«Любитель цветов», 1865
«Любитель цветов», 1865
«Друг роз», ок. 1847/1850
«Друг роз», ок. 1847/1850
«Охотник за бабочками», 1840
«Охотник за бабочками», 1840
«Воскресная охота», ок. 1845
«Воскресная охота», ок. 1845
«Читатель газет в саду», 1847
«Читатель газет в саду», 1847

Городская жизнь

Шпицвег - наблюдатель, невидимый и не нарушающий естественную жизнь небольшого города. Он не приукрашивает, не создает мнимых героев, не освещает важные события, а просто фиксирует происходящее.

«До свидания», 1855
«До свидания», 1855
«Почтальон в Розентале», 1858
«Почтальон в Розентале», 1858
«Вечная свадьба», 1860
«Вечная свадьба», 1860
«Ипохондрик», 1865
«Ипохондрик», 1865
«Старая таверна», 1865
«Старая таверна», 1865
«Ночной сторож», 1875
«Ночной сторож», 1875

Идиллия - слово, идеально описывающее большинство картин Шпицвега: ты чувствуешь прохладу сумерек, видишь ослепительно яркие звезды, слышишь похрапывание сторожа, который предстает перед нами не как блюститель закона, а как обычный человек, поддавшийся влиянию ночи.

«Искусство и наука», 1880
«Искусство и наука», 1880
«Часовой»
«Часовой»

Природа и человек

Во время путешествия по Европе со своим другом-пейзажистом Эдуардом Шлейхом, Шпицвег учился не только изображать город и общество, но и природу. В пейзажах часто присутствуют люди: они прогуливаются, изучают местность, знакомятся с местностью. На картинках персонажи идеально вписываются в мир не городской.

«Воскресная прогулка», 1841.
«Воскресная прогулка», 1841.

Cемья, каждое воскресенье которой проходит на свежем воздухе. Они надевают самые лучшие наряды, тщательно выбирают шляпки, берут зонтики, чтобы спрятаться от палящего солнца, и дружно идут за отцом семейства. Сам отец семейства, посчитавший, что зонтик ему не понадобится, скрывается от солнца с помощью цилиндра, надетого на палку.

«Художник на лесной поляне», 1850
«Художник на лесной поляне», 1850
«Утреннее чтение», ок. 1845/1858
«Утреннее чтение», ок. 1845/1858
«Отшельник», ок. 1856/1858
«Отшельник», ок. 1856/1858
«В горах», 1858
«В горах», 1858
«Горный пейзаж», 1870
«Горный пейзаж», 1870
«Мир в стране»
«Мир в стране»
«Комедианты-путешественники»
«Комедианты-путешественники»

Шпицвег также создавал маленькие пейзажи на коробках сигар. Представляете, какая точная и тщательная работа создавалась.

Социальная повестка

С одной стороны, картины Шпицвега далеки от социальных проблем и политических распрей: идиллия, гармония, жизнь во всем ее многообразии. Но некоторые картины по-доброму и немного карикатурно освещали разные социальные, если не проблемы, то сложности. Например, маленькие города, где горожане следят друг за другом, перехватывают письма, портят ночные свидания влюбленных и вступают в споры из-за разных взглядов и увлечений.

«Любовное письмо»
«Любовное письмо»
«Где паспорт», 1855
«Где паспорт», 1855

На картине Шпицвег рассказывает нам небольшую историю: полицейский просит показать паспорт уличных музыкантов, а они указывают ему на инструмент, предположив, что он интересуется именно им. Чтобы понять комичность ситуации, надо немного покопаться в истории страны. Германия в то время находилась в стадии объединения, и многие жители говорили на разных диалектах. Полицейский говорит “pass”, а музыкантам кажется “bas”

«Мир в деревне», 1856. Военные - тоже люди, которые могут на время забыть о своих важных обязанностях.
«Мир в деревне», 1856. Военные - тоже люди, которые могут на время забыть о своих важных обязанностях.
«Справедливость», 1857. Главная площадь города, где у лестницы расположена статуя Юстинии - богини правосудия. А из-за угла выглядывает служитель порядка, который должен следить за местом официальных и не очень собраний и объявлений. Тонкий намек на постоянную слежку со стороны государства.
«Справедливость», 1857. Главная площадь города, где у лестницы расположена статуя Юстинии - богини правосудия. А из-за угла выглядывает служитель порядка, который должен следить за местом официальных и не очень собраний и объявлений. Тонкий намек на постоянную слежку со стороны государства.
«Спящий часовой», 1848
«Спящий часовой», 1848

Значение и признание

С 1844 года Карл работал иллюстратором в юмористическом журнале «Летящие листья». Он был довольно популярным, но не особо важным художником того времени; настоящая слава пришла к нему на Парижской Всемирной выставки 1867 года. К сожалению, Шпицвег не смог оценить этого - он умер от инсульта в 1885 году.

Как художник-самоучка, Шпицвег удивляет и приятно поражает. Его работы помогают вырваться из жизненного хаоса и постоянной беготни. Они успокаивают и рассказывают о жизни человеческой, простой и не слишком успешной, местами скучной и обыкновенной, но все-таки жизни! Какой бы она ни была.

Шпицвег – психолог, который раскрывает нам своих персонажей, точно подмечая все детали быта, поведения и поступков. Он гениальный неслышный наблюдатель человеческой жизни, которая интересна во всем ее многообразии.

«Дозорный-вязальщик», 1860
«Дозорный-вязальщик», 1860