Культуру повседневности часто недооценивают, считая ее однообразной, скучной и слишком простой. В искусстве часто предпочтение отдается чему-то масштабному, роскошному и кричащему. Ну или нереальному и фантастическому. Замысловатые идеи ставятся выше эстетики и уюта, а все незнакомое вызывает интерес.
И это совершенно нормально. Но в этом водовороте грандиозности и знаковости появлялись великие художники, отвергающие помпезность и предпочитающие окружающую посредственность. И делали они это с невероятным мастерством, как искусные ювелиры, трепетно работая над своим маленьким делом.
Я уже писала про бидермайер – художественное течение в немецком и австрийском искусстве первой половины XIX века. Бидермайер – огромный мир быта и уюта, домашнего очага, обычных мирских дел и радостей. Это стиль бюргерского искусства – про и для простого обывателя. И об одном из ярчайшем представителе этого художественного направления – Карле Шпицвеге – мне бы хотелось написать отдельно и познакомить вас с его прелестными картинами.
Давайте разбираться!
Художник-самоучка
Карл Шпицвег родился 1808 года в городе Унтерпфаффенхофене, недалеко от Мюнхена. Семья Карла была богатой и принадлежала к высшему среднему классу: мать, Франциска Шпицвег, была дочерью богатого поставщика фруктов, а отец, Симон Шпицвег, занимался торговлей. Человек деятельный и предприимчивый, Симон заранее распланировал будущее своих трех детей: старший сын должен унаследовать его дело, младший стать врачом, а Карл – работать фармацевтом. Поэтому Шпицвег-средний поступает в Мюнхенский университет, обучаясь у известного фармацевта Франца Петтенкофера.
Казалось бы, будущее юного Карла предопределено. Закончив университет, Карл начинает работать в городской аптеке. Правда, стоя за прилавком, Шпицвег не раскладывал баночки и скляночки особым аптечным методом, а создавал рисунки постоянных клиентов, больных и стариков; иногда пытался изображать городскую архитектуру.
В 1833 году Шпицвег получает наследство после смерти отца. Отныне он может не работать и жить в свое удовольствие, будучи обеспеченным до конца своей жизни. Это событие позволяет Карлу уйти с работы и начать изучать искусство.
Шпицвег поглощает трактаты о живописи, путешествует по Европе и копирует работы великих мастеров. Конечно же, знакомится с искусством Золотого века Голландской живописи, где бытовое и повседневное изображается с особой тщательностью.
После путешествий Шпицвег останавливается в небольшом городе Роттенбург в Германии. Тихие узкие улочки, средневековая архитектура, дружественный отношения между горожанами, где все друг друга знают, – вся городская идиллия Роттенбурга мастерски изображена на его работах.
Сам Карл Шпицвег вел жизнь, соответствующую его творчеству: друзей у него было мало, а дом ничем не отличался от жилья обычных горожан. Тихо-мирно, как на картинах. Сидя у окна и наблюдая за обыкновенной жизнью бюргеров, Шпицвег превращает бытовое и не привлекающее внимание событие в целое авантюрное приключение. Конечно же, с долей иронии.
Обыденность, приправленная доброй иронией
Карл Шпицвег создал более 1500 работ. Часть работ покупалась бюргерами, которые украшали свои дома небольшими жанровыми картинками. Бидермайер был популярен в период после наполеоновских войн и до революционных событий в Европе. Это было время мирное и тихое, где каждый хотел посидеть дома и почувствовать уют и спокойствие. Многие занимались садоводством, кто-то уделял большое внимание внутреннему убранству жилища; все вспоминают о своих хобби, которые были давным-давно заброшены и получают удовлетворение от простых домашних обязанностей.
То, без чего не существует повседневности
Часто Шпицвег изображал героя, занимающегося каким-то хобби, а окружающее пространство заполнял деталями, подтверждающими увлеченность в деле.
Нередко при просмотре фильмов и сериалов, нам показывают идеальные комнаты, чистота которых вызывает у нас чувство зависти: вещи не раскиданы, постели заправлены, полы вымыты до блеска. Шпицвег умело превращает беспорядок в отличительную особенность персонажа картины. Да и все мы люди и живем не в идеально спланированном пространстве.
Художник изображает бедность не отталкивающей и лишенной эстетики, а, скорее, тихой и мечтательной, со своей особой повседневностью. Например, бедный поэт, судя по картине, согревается только в кровати под одеялом; чтобы согреться, ему нужно топить свои работы. Они лежат рядом с печкой вместо дров.
Любовь к цветам и трепетное отношение к саду - атрибут бытовой жизни практически каждого человека. Шпицвег красочно создает мир увлечений и интересов, не обделяя вниманием любителей природы.
Например, любитель кактусов приветствует своих домочадцев и выносит на улицу подышать воздухом.
Или же житель чердака, утроивший у себя на балконе настоящий цветущий сад. Он бережно поливает свою гордость, создавая им лучшие условия жизни, чем самому себе.
Городская жизнь
Шпицвег - наблюдатель, невидимый и не нарушающий естественную жизнь небольшого города. Он не приукрашивает, не создает мнимых героев, не освещает важные события, а просто фиксирует происходящее.
Идиллия - слово, идеально описывающее большинство картин Шпицвега: ты чувствуешь прохладу сумерек, видишь ослепительно яркие звезды, слышишь похрапывание сторожа, который предстает перед нами не как блюститель закона, а как обычный человек, поддавшийся влиянию ночи.
Природа и человек
Во время путешествия по Европе со своим другом-пейзажистом Эдуардом Шлейхом, Шпицвег учился не только изображать город и общество, но и природу. В пейзажах часто присутствуют люди: они прогуливаются, изучают местность, знакомятся с местностью. На картинках персонажи идеально вписываются в мир не городской.
Cемья, каждое воскресенье которой проходит на свежем воздухе. Они надевают самые лучшие наряды, тщательно выбирают шляпки, берут зонтики, чтобы спрятаться от палящего солнца, и дружно идут за отцом семейства. Сам отец семейства, посчитавший, что зонтик ему не понадобится, скрывается от солнца с помощью цилиндра, надетого на палку.
Шпицвег также создавал маленькие пейзажи на коробках сигар. Представляете, какая точная и тщательная работа создавалась.
Социальная повестка
С одной стороны, картины Шпицвега далеки от социальных проблем и политических распрей: идиллия, гармония, жизнь во всем ее многообразии. Но некоторые картины по-доброму и немного карикатурно освещали разные социальные, если не проблемы, то сложности. Например, маленькие города, где горожане следят друг за другом, перехватывают письма, портят ночные свидания влюбленных и вступают в споры из-за разных взглядов и увлечений.
На картине Шпицвег рассказывает нам небольшую историю: полицейский просит показать паспорт уличных музыкантов, а они указывают ему на инструмент, предположив, что он интересуется именно им. Чтобы понять комичность ситуации, надо немного покопаться в истории страны. Германия в то время находилась в стадии объединения, и многие жители говорили на разных диалектах. Полицейский говорит “pass”, а музыкантам кажется “bas”
Значение и признание
С 1844 года Карл работал иллюстратором в юмористическом журнале «Летящие листья». Он был довольно популярным, но не особо важным художником того времени; настоящая слава пришла к нему на Парижской Всемирной выставки 1867 года. К сожалению, Шпицвег не смог оценить этого - он умер от инсульта в 1885 году.
Как художник-самоучка, Шпицвег удивляет и приятно поражает. Его работы помогают вырваться из жизненного хаоса и постоянной беготни. Они успокаивают и рассказывают о жизни человеческой, простой и не слишком успешной, местами скучной и обыкновенной, но все-таки жизни! Какой бы она ни была.
Шпицвег – психолог, который раскрывает нам своих персонажей, точно подмечая все детали быта, поведения и поступков. Он гениальный неслышный наблюдатель человеческой жизни, которая интересна во всем ее многообразии.