Найти тему
Воеводин Антон

Апостол Павел и литература хейхалот (каббала)

Высочайший профессионал в области истории религии Джеймс Кугел пишет:
«Можно даже сказать, что для иудейских сочинений, особенно конца эпохи Второго храма, нет ничего более характерного, чем обостренный интерес к ангелам»[1]

И действительно, Кугелу будто вторит и продолжает его мысль (но на 66 лет ранее) мэтр науки, человек, который является для меня примером –
Гершом Шолем. Несмотря на то, что он оговаривается: «между обликом ранней еврейской мистики и обликом средневековой каббалы существует различие, которое не смогло изгладить время.»[2] тем не менее мэтр уверенно причисляет литературу Хейхалот к ранней каббале и вот, что он о ней пишет:
«Первоначально мы имеем здесь еврейскую вариацию на одну из ведущих тем в учении гностиков и герметиков II-III веков: восхождение души мистика через миры ангелов … <…> «Многие учёные были убеждены, что человек, наделённый множеством достоинств, описанных в книгах, и страстно желающий узреть Меркаву и чертоги ангелов на небесах, должен следовать определённой процедуре. Он должен поститься несколько дней, положить голову меж колен и шёпотом возглашать гимны и песни, чей текст известен из традиции<…>В «Больших Хейхалот» не приводятся подробности его восхождения через семь небосводов, но в них описывается его путь через семь дворцов, расположенных на последнем, седьмом небе.<…>В иудаизированном и монотеистическом варианте гностицизма фигурируют небесные воинства «привратников», стоящие одесную и ошую у входа в небесный покой, через который душа проходит в своём восхождении. <…> Этим объясняется насыщенность многих текстов «Хейхалот» магическими элементами. Такие voces mysticae.[3] особенно часто встречаются в не публиковавшихся текстах.[4].

хххх
Вемъ человека о Христе, прежде летъ четыренадесяти: аще въ теле, не вемъ, аще ли кроме тела, не вемъ, Богъ весть: восхищена бывша таковаго до третияго небесе.
И вемъ такова человека: аще въ теле, или кроме тела, не вемъ: Богъ весть:
яко восхищенъ бысть въ рай, и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати. (2Кор 12.2-4)
хххх

Есть ли здесь у Павла отголосок литературы Хейхалот? Можно ли причислить конкретно этот фрагмент послания к литературе чертогов?
Исходя из всего вышесказанного, на мой взгляд – связь есть.

ПРИМЕЧАНИЯ И СНОСКИ
[1] Кугел Джеймс. «Древнеусский Мидраш. Древние интерпретации библейского сюжета о Яакове и его детях» изд. Книжники М 2020, стр 245

[2] Шолем Гершом. «Основные течения в еврейской мистике» М, изд. Гешарим 2004 стр 75

[3] Вот как раскрывает термин «voces mysticae» профессор принстонского университета, специализирующийся на религиях римской империи Джон Гейгер: «Voces mysticae are words not immediately recognizable as belonging to any known language» см Gager John. Curse tablets and binding spells from the ancient world, New York: Oxford University Press. 1992 page 9

[4] Шолем Гершом. указ соч стр 85-87