Сегодня мы расскажем про маяк "Лопатино", построенный ещё японцами во времена, когда южная часть острова Сахалин принадлежала Японии и являлась префектурой Карафуто.
После поражения Российской Империи в Русско-японской войне 1904-1905 гг., южная часть Сахалина до 50-й параллели перешла во владение Японии, которая быстро начала освоение биологических и природных ресурсов острова для дальнейшего вывоза их в Японию.
Активно развивалось судоходство и строились пирсы, а министерством путей сообщения Японии была разработана программа маячного строительства для обеспечения мореплавания в северной части Японского моря.
Одним из таких маяков стал маяк высотой 17,4 метра, построенный в 750 метрах от побережья Татарского пролива на возвышенности мыса Кенуси Мисаки (мыс Лопатина) Крильонского полуострова, который должен был обеспечить проход судов в строящийся порт Хонто (Невельск).
Сам порт был построен в 1916 г., но считается, что основан маяк был ещё в 1912 г., о чём свидетельствует дата на современной табличке и записи в технических формулярах маяка.
По версии известного краеведа И. Самарина в его книге "Маяки Сахалина" сказано, что он был введён в эксплуатацию в 1918 г.
А ещё есть версия, что этот маяк и вовсе был построен в период с 1927 по 1933 гг.
Как было на самом деле нам установить не удалось, но ни одна из версий ничем не подтверждена, а верится всё же больше тем, кто работает на маяке и знает его от и до. Но всё же спорить ни с кем мы не собираемся, т.к мы здесь не за этим, а чтобы показать интересное место.
Ну а после поражения милитаристской Японии в Советско-японской войне 1945 г. южная часть острова вернулась во владение теперь уже советской России вместе со всей построенной японцами инфраструктурой. Соответственно тогда и этот маяк перешёл во владение СССР.
В настоящее время этот маяк 3-го класса обеспечивает проход кораблей и судов в порты Невельск и Холмск и имеет порядковый номер 1120 в издании 2010 г. "Огни и знаки Тихоокеанского побережья России", а по издаваемому Великобританией описанию огней номер М7788.
Возле башни расположен небольшой деревянный домик с современными генераторами.
Восьмигранная башня маяка высотой 17,4 метра и диаметром около пяти метров, окрашенная в чёрно-белые горизонтальные полосы в основании имеет толщину стен в один метр. Кстати изначально она была окрашена в белый цвет.
Табличка с датой основания маяка 1912 г.
Всё современное электронное оборудование маяка теперь занимает один небольшой шкафчик, который нам почему-то фотографировать не разрешили, но сказали, что маяк оснащён системой ГЛОНАСС. СОбственно как и любой другой обслуживаемый действующий современный маяк.
Так что сразу направляемся наверх по винтовой лестнице к самому интересному.
Изначально маяк был оснащён маятниковым механизмом, вращавшим светооптический аппарат, но во времена Советского Союза его несколько раз модернизировали и заменили старый керосиновый светооптический аппарат на новый, питающийся от электроэнергии.
Верхняя часть башни имеет диаметр около 3,8 метра, а посаженное на неё фонарное сооружение диаметр 2,3 метра.
Причём фонарное сооружение сохранилось родное, ещё японского производства.
Здесь располагается основной светооптический аппарат ЭМВ-930М, установленный скорее всего в середине 1980-х гг., а также небольшой светооптический аппарат-дублёр на случай выхода из строя основного.
Фонарное сооружение остеклено двадцатью толстыми выгнутыми штормовыми стёклами треугольной формы.
Линза в прекрасном состоянии.
А напоследок давайте выйдем на круговой мостик вокруг фонарного сооружения.
И посмотрим сверху на окрестности.
А это зелёный домик с синей крышей, где проживает смотритель маяка.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.