Есть очень тонкая грань между произведениями искусства, которые "легко" и "сложно" понять. С одной стороны, действительно, понять картины на давно любимый и знакомый сюжет гораздо проще, чем абстрактную живопись. Однако, возникает вопрос, а действительно мы можем "понять" эту картину? Действительно ли мы можем осознать почему те или иные элементы отражены на полотне? Именно такие трудности вызывают картины художников из братства Прерафаэлитов: простая символика, перемешанная с викторианским языком цветов делают картину мини-головоломкой для современного исследователя.
Кого-кого? Это кто еще такие? Рафаэля знаем, но причем тут Англия?
Викторианская эпоха была не только прекрасным мирным временем, но и периодом развития промышленности, породившие смог и ужасные условия труда, жесткой морали и строго регламентированного искусства. Реакцией на такой уклад жизни стало создание братства прерафаэлитов, стремившихся восстановить чистое и эмоциональное искусство, воспевали ручной труд. В большинстве работ бытует мнение, что "прерафаэлиты" означает, что деятели этого круга хотели восстановить искусство "До Рафаэля", то самое, которое было чисто и эмоционально. Тем не менее, многие культурологи утверждают, что творчество самого Рафаэля прерафаэлиты не отвергали, скорее его последователей (рафаэлитов), которые старались максимально копировать творения художника.
Сегодня мы поговорим о деятельности "последнего прерафаэлита" Эдварда Коли Берн-Джонса и его последней, так и не законченной работе "Последний сон короля Артура в Авалоне". Думаю, всем известна легенда о славном короле Артуре и рыцарях круглого стола, воспевающая мир полный чудес и благородства. Тем не менее, в Викторианскую эпоху популярность этой легенды стала больше, чем просто побег от реальности: повышение интереса к культу рыцарства сопровождался созданием образа современного идеального рыцаря в лице принца Альберта (мужа королевы), что возвышало королевскую семью в глазах всех слоев общества. Кроме этого, образ короля Артура, принесшего мир и объединившего разные народы, как нельзя лучше подходил для создания общей национальной идеи для огромной колониальной империи, охватившей разные регионы и народы.
"Последний сон короля Артура в Авалоне" считают главным произведением Бёрн-Джонса, ведь он работал над ним в течение 17-ти лет, вплоть до свей смерти в 1898 году. В 19 веке было 2 наиболее популярных издания легенды о короле Артуре: Т. Мэлори и А. Теннисона. Тем не менее, ни у одного, ни у другого описания пребывания Артура на блаженном острове не встречается, потому картина Берн-Джонса в некотором плане уникальна.
В центре полотна мы видим самого короля, трех королев и их окружение. Интересно то, что Артур является, по-видимому, единственной мужской фигурой на полотне, что соответствует эстетическому восприятию художника. "Три королевы в золотых коронах" упоминаются и у Мэлори и у Теннисона, но если у Мэллори они вполне определены (королева фей Моргана, королева Северного Уэльса и королева Опустошенных Земель), то у Теннисона они остаются безымянными.
Над телом короля 12 рельефных изображений с сюжетами поиска святого Грааля (кстати, у Мэлори династия, охраняющая Святой Грааль как раз из Опустошенных земель, королева которой и сопровождала Артура в последний путь. Кроме этого, сэр Персиваль, которому явился сон о святом Граале - племянник этой самой королевы).
Обратим внимание на других девушек: большинство из них держит в руках музыкальные инструменты. Образ девушек, занятых музицированием, вышиванием, ткачеством или другим, так сказать, "ручным трудом" намекает на умиротворенность героинь.
Особо интересны фигуры стражниц (или весьма женственных стражников): девушки на картинах прерафаэлитов всегда очень нежны и хрупки, но тем не менее одним из популярнейших образов была богиня Афина, которая совсем таким идеалам не соответствовала, однако, несмотря на подобный контраст, она воспринималась как покровительница нового направления искусства и индикатор духовного развития. Особое внимание привлекает "вооружение" стражи, ведь у большинства из них в руках не копья, луки, мечи, а трубы. Это отсылает нас к версии легенды, согласно которой Король Артур не умер, а спит до тех пор, пока вновь не понадобится Британии. Значит, задача стражников заключается не в охране короля на острове Блаженных, а необходимость разбудить его.
Обилие цветов намекает нам на то, что место действия представляет собой своеобразный, замкнутый сад, что показывает нам Авалон как место спокойствия.
Кроме этого, художник очень скрупулезно работал над изображением цветов: его жена вспоминала, как он приносил домой букеты незабудок, ирисов, аквилегий для того, чтобы писать с них наброски. Надо сказать, что в Викторианскую эпоху стал весьма распространен так называемый "язык цветов". Дело в том, что строгие моральные нормы не давали возможности выражать свои чувства открыто, потому у каждого цветка появилось значение, многие из которых сохранились до сих пор. Тем не менее, какого-то одного точного значения не существует. В разных странах выпускалось огромное количество цветочных словарей. Тем не менее, одним из первых (и при этом доступных нам) был фолиант "Язык цветов" Луизы Кортамбер, опубликованный на английском языке в 1835 году. Этот фолиант хотя бы в силу языка и временного промежутка может быть наиболее близок к символике Бёрн-Джонса.
Согласно Л. Кортамбер незабудка означает хранение памяти, ирис - послание, а значение аквилегии в этом сборнике отсутствует. Тем не менее, мы можем предполагать, что значение этого цветка также подтверждает содержание легенды и надежду на возвращение короля к жизни.
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве.