Какое-то время назад в Интернете юзеры наперебой рассказывали друг другу невероятную историю про солдатика Дмитрия Овчаренко, который в самом начале войны столкнулся со взводом немцев и при помощи гранат и топора уничтожил в одиночку два десятка вражеских солдат и офицеров. Казалось бы, сюжет сам напрашивается на экранизацию, но, до поры до времени, киноделам были более интересны благородные урки, кровавые упыри из НКВД, подлые особисты, а показывать подвиг простого человека – это пошло, банально, и никому не интересно.
Но вот грянул 2018 год и свет увидел киношедевр от НТВ под громким названием «Топор»!
Но не будем забывать, что современные киноделы, как и телевизионщики, заточены на сенсацию. Допустим, нужно снять ток-шоу. Человек усыновил пять детей, построил своими силами детскую площадку? Да ну, тухляк! Что там ещё? Внучка родила от родного дедушки? О, вот это уже тема! Вот ещё бы он изменял ей с безногой соседкой, которая раньше была мужиком - была бы вообще красота!
Вот и наш «Топор» не минула чаша сия. Дмитрию Овчаренко на момент совершения подвига было всего 22 года. То есть – никакого интересного прошлого у него нет и быть не могло. Не проблема! Давайте парнишку заменим… дедом, героем Первой мировой, офицером, пострадавшим от советской власти!
Ну, давайте. Посмотрим, что получится.
Фильм начинается потрясающе красивыми пейзажами осенней российской природы.
Именно здесь живёт Гендальф, который живёт отшельником в лесной избушке. Он ездит на лошадке на охоту и рыбалку.
И вот, возвращается как-то старец с рыбалки, а у него дома беглые зэки хозяйничают.
Одного он застрелил, второго топором зарубил. Смотрит на третьего – а его Игнатий Акрачков играет, застенчивый старший лейтенант Смальков из сериала «Солдаты». Сразу понятно – человек хороший, не стал его убивать.
Игнатий поведал, что зовут его Борисом, кличка – «Микроскоп». В лагере оказался «как все, по доносу». Надо полагать, преступников в то время не хватало, поэтому всех мели исключительно по доносу, план выполняли.
В планах у Бориса-микроскопа было попасть на фронт, так как «на войне порядка больше». Так Гендальф узнал, что началась война.
На стене в его избушке висела фотография семьи с плохо прифотошопленным портретом актёра Смолякова, которая намекала, что дед – «из бывших».
Оставил он Микроскопа на хозяйстве, а сам в райцентр двинул – негоже боевому офицеру в лесу отсиживаться, когда Родина в опасности.
Переночевал он у своего старого товарища, который сказал – мол, комиссары страну до ручки довели, пусть теперь сами и расхлёбывают.
Но Гендальф твёрдо решил идти на фронт, поэтому наутро поехал в военкомат.
Военком был типом неприятным, он сказал лесному отшельнику, что призыв на фронт с 1890 года рождения, а дед – с 1883-го. Поэтому - не положено.
Гендальф продолжал настаивать и военком сдался – согласился мобилизовать его в качестве курьера, повестки по деревням развозить.
Но роль почтальона боевого деда не устроила, и он продемонстрировал военкому орден Святого Георгия.
«Офицерик!» - скривился военком. – «А может, ты шпион? В особом отделе быстро разберутся!»
Но в планы Гендальфа знакомство с особым отделом не входило, поэтому он воткнул топор в стол и заехал военкому кулаком в табло.
Топор оказался многофункциональным, рекомендую барбершопам взять топоры, так сказать, на вооружение.
Догнал дед верхом какой-то товарняк, залез на него, а коня бросил. Пристрелить не поднялась рука. Надо ли говорить, что сценаристы прописали Гендальфу чин есаула.
Добравшись до станции, дед обманывает дежурного, однорукого лейтенанта-артиллериста, и тот выписывает ему справку, что он отстал от эшелона.
Гендальф подсаживается в вагон к ВОХРовцам, которые едут на фронт. Ночью один из них подкатывает к деду и предлагает перебежать к немцам, так как на фронте дело - труба.
Дед предлагает находчивому бойцу перекурить и на полном ходу выталкивает его из вагона.
Старший поднимает было шум, но тут же все бойцы достают заранее подготовленные рапорта, в которых говорится, что отправленный в полёт товарищ предлагал им дезертировать. Выходит, вся бригада – стукачки, хоть и сомневающиеся.
По прибытии на место деда Ваню узнаёт местный комбриг – когда-то воевали вместе.
Дед называет комбрига Петькой, Петька рассказывает, что у Тухачевского в Гражданскую взводом командовал. Дед предъявляет, что красные его хутор сожгли, батьку с братьями расстреляли, а мать с сёстрами малыми на севера сослали. Петька кается, что «наворотили тогда, много ошибочно».
Гендальф рассказывает свою историю: приговорили к расстрелу, заменили пятнадцатью годами лагерей, но он с этапа утёк и в тайге спрятался.
Петька тоже сел в тридцать седьмом, но обиды на советскую власть не держит, так как во всём разобрались, вернули звание и награды.
И начинаются боевые действия. Гендальфа определяют в извозчики, он подвозит на телеге боеприпасы и увозит в тыл раненых.
Поваром назначают рукож… атного азиата, который не умеет даже рубить дрова. Такой пока ужин приготовит – уже полроты погибнуть успеет! Продукты экономили таким образом?
НКВДшник из особого отдела торчит на командном пункте, но приказы комбрига выполнять отказывается, за что комбриг выгоняет его к чёртовой матери.
Поехал раз дед Иван за водой с местной санитарочкой, а тут – немецкий самолёт!
Из сериалов мы знаем, что немецкие пилоты в то время терпеть не могли стариков на телегах, так и этот – давай из пулемёта поливать, да бомбы кидать. И не стоило бы, наверное, про это и рассказывать, если бы не роскошный компьютерный прицел у немца, которым я не могу с вами не поделиться.
Приезжает дед на склад и глазам не верит: ночной железнодорожный попрыгунчик! Только схватил за грудки негодяя, как тот начал голосить: «Я не сам, меня особист заставил неблагонадёжных выявлять!»
Вот оно как, оказывается. Уважуха! Сложная, а главное, опасная задача была у человека.
Но, стоило только деду уехать, мстительный прыгун докладывает тому самому вредному лейтенанту ГБ, что дед планирует дезертировать.
Деда вяжут, грузят в машину и везут в штаб.
И тут появляется традиционный спаситель из люфтваффе.
Все в машине убиты, Гендальф отделался лёгким испугом. Вы спросите: «Но как?!» Не забывайте про компьютерный прицел:
Дед берёт рапорт попрыгунчика, и, угрожая топором, заставляет того сожрать собственное сочинение. Что помешает негодяю написать ещё один – не вполне понятно. Разве что зарубил его за кадром старичок?
Дед с сослуживцами пьют спирт «за самое главное – за любовь». В этой сцене художественная самодеятельность просто торчит наружу.
Санитарочка почему-то запала на нашего дедушку.
Не может не радовать электрификация палаточного лагеря, расположенного в лесу:
И вот, наконец, сцена, ради которой и была снята вся эта тягомотина. Вёз как-то дед боеприпасы, и его остановили два НКВДшника. Оказалось, это были переодетые диверсанты, которые вырубили Гендальфа и доставили его к своему лагерю.
Им было необходимо узнать, где находится склад с оружием, и они стали интересоваться данным вопросом у деда, не забыв учтиво представиться: «Мы – передовой отряд дивизии СС «Дас Райх»». Что ни говори, насколько культурная нация!
И тут наш Гендальф включил режим берсерка. Первым ударом своего топора он отсёк голову ближайшему эсэсовцу, вторым – вырубил другого.
А потом добрался до гранат и пулемёта и устроил арийцам геноцид в осеннем лесу.
Фильм заканчивается кадрами из госпиталя, где раненого дедушку выхаживает та самая медсестричка.
В конце заявляется, что дед воевал и дальше и погиб в 1943 году.
Скажите, вот оно стоило того, чтобы придумывать этого деда? По моему личному мнению, все эти его белогвардейские примочки фильм абсолютно не спасают. Не могу сказать, что фильм антисоветский – он просто нудный и рекомендовать его к просмотру я бы ни за что не стал.
Но, говорят, в 2021 году было снято его продолжение, так что – не переключайтесь!
Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Топор» (2018).
#кино #кино и немцы #фильмы о войне #циничный пересказ #галопом по кино