Найти тему
6000 миль до Голливуда

Безумный самурай Мусаси

Оглавление

(Crazy Samurai Musashi, 2020, Япония)

- Спасибо, конечно, за стульчики, но, похоже, они нам с вами не понадобятся.
- Спасибо, конечно, за стульчики, но, похоже, они нам с вами не понадобятся.

М-да, ну это, конечно, нечто!
Нет, не в смысле
культовый фильм Джона Карпентера, а в смысле, что такого самурайского кино японцы, кажись, доселе не мастерили.
Судите сами: аж 77 минут из 90 тут занимает... снятая одним планом, битва мастера-одиночки Миямото Мусаси (Так Сакагути) с 400-ми противниками. Так по крайней мере заявлено в маркетинговой "сопроводиловке", и фактически она соответствует действительности. Но даже если нам врут, и на самом деле в фильме есть хорошо замаскированные склейки, длительность боевых сцен между ними всё равно впечатляющая.

Да и всё прочее удивляет, особенно операторская работа и недюжинная выносливость Така Сакагути. Ведь если статисты вокруг него всё время меняются, врываясь в кадр и выпадая из него, то Так обречен мозолить зрителю глаза почти постоянно. И не просто топтаться на месте, а размахивать катаной и маневрировать, блокируя вражеские удары, причём делать это по возможности разнообразно, чтобы мы не заскучали.

Увы, но именно разнообразием и зрелищностью режиссёру Симомуре пришлось пожертвовать ради штурма рекорда Гиннесса по продолжительности фехтовальной сцены. Вся она по сути череда нон-стоп-поединков в манере спортивного кэндо, где противники Мусаси мельтешат вокруг него. И откровенно поддаются вместо того, чтобы атаковать всем сразу и заколбасить мастера, тупо задавив его толпой.

Лишь изредка Миямото бросают вызов "мини-боссы" - не рядовые самураи с именами, - но поединки с ними тоже скоротечны и не отличимы от остальных. Из-за чего отнюдь не каждый зритель высидит эту сцену (и фильм) до конца. Поэтому мой вам дружеский совет: если первые 5-10 минут боя не вогнали вас в тоску, можете смотреть его дальше. Но если ваше лицо за это время безнадёжно скисло, значит, оставьте картину в покое - затем будут меняться только декорации, но не стиль и тактика сражения.

- Слышь, да не напрягайся ты так и меня не напрягай! Помилуй, мне ж ещё больше часа безостановочно железякой перед камерой размахивать!
- Слышь, да не напрягайся ты так и меня не напрягай! Помилуй, мне ж ещё больше часа безостановочно железякой перед камерой размахивать!

Порой доходит до смешного: если на голове очередных противников Мусаси вы видите несуразно высокие прически, значит, сейчас эти люди точно получат от него мечом по башке. Потому что под париками у них скрыта амортизирующая подушечка, а под кимоно - наверняка щитки, поскольку Сакагути лупцует статистов довольно жёстко. Тогда как они, по правилам этой игры, достать своими клинками "великого мастера" якобы не могут. Да-да, не могут, и всё - хотя порой, окружив его, просто стоят и смотрят сразу по нескольку человек на его открытую спину.
Благороднейше, чо!

Что же касательно кровищи, то её тут пририсовывали "цифрой" уже впоследствии, да и то лишь брызгами в воздухе. Поэтому для столь яростного мечерубилова земля под ногами самураев и стены окрестных лачуг остаются стерильно чистенькими, а про расчленёнку и вовсе думать забудьте.

Удивительно, но за всей этой крикливо-суетливой чехардой ещё и сокрыт какой-никакой, но сюжет. Причём "на основе реальных событий"!
Ну или как - "реальных". То, что легендарный мастер меча и автор "Книги пяти колец" Миямото Мусаси дрался в поединках с воинами клана Ёсиока и убивал их - кого хитростью, кого нахрапом, - известная часть его биографии. То, что он зарубил даже 12-летнего главу этого клана (ставшего таковым до срока опять же не без "помощи" Миямото), у Симомуры тоже показано без прикрас. Но вот то, что произошло потом... хм...

И вот, 324 трупа спустя, до Мусаси наконец-то дошло: нет, эти упёртыши так просто от него не отстанут!
И вот, 324 трупа спустя, до Мусаси наконец-то дошло: нет, эти упёртыши так просто от него не отстанут!

...А потом, после убийства сопляка, согласно истории, Мусаси пришлось с боем отступать, пробиваясь через превосходящие силы противника. Что мы вроде бы здесь и наблюдаем.
Одно смущает в версии Симомуры: обычно, когда кто-то отступает, да ещё в одиночку, он бежит без оглядки прочь, а не убивает между делом 400 преследователей, атакующих его в порядке общей очереди, типа "кто последний? - я за вами".
А, впрочем, раз уж Симомура вписал в название своей ленты "безумный", будем считать, что он ловко отмазался от всех неудобных вопросов.

***

В общем, всё сложно.
Да, по факту перед нами самурайский боевик, однако он настолько из ряда вон выходящий, что не всякий фанат "японщины" и "самурайщины" досмотрит его даже до середины. Ибо такое экстравагантное блюдо надо дегустировать самому и самому же решать, по вкусу оно вам или нет.
С другой стороны, если Симомура делал своё кино лишь ради чисто технических рекордов, тогда к нему и вовсе бессмысленно придираться, а тем более искать тут какой-то драматургический смысл.

Трейлер фильма: