Доброго времени суток читатель!
Сегодня имя Якова Петровича Чернова, жившего в XIX веке, ничего не скажет нашим современникам. Тем не менее, этот выдающийся кустарь, химик-самоучка, основал карандашный промысел в Верхозимской волости Петровского уезда Саратовской губернии (сегодня это д. Норка Пензенской области).
В 1794 году талантливый изобретатель и художник Николя-Жак Конте по заданию французского Национального конвента взялся за создание карандаша без использования английского графита. После многочисленных опытов учёный нашёл нужный состав и начал изготавливать стержни различной твёрдости.
Выпуск деревянных карандашей в России организовал М.В. Ломоносов в одной из деревень Архангельской губернии. Он ввел в обиход понятие «гросс», что по сей день является мировой единицей измерения карандашей, равной 144 штукам. Именно такое количество карандашей по подсчетам Ломоносова должны были делать в день мастер с подмастерьем. В середине XIX века карандаш приобрел еще одну, шестигранную форму, столь привычную для нас сегодня. Ее предложил Лотар фон Фабер-Кастелл, наблюдая, как цилиндрической формы карандаши часто катятся с гладкой поверхности.
Это, что касается начала производства графитовых карандашей.
Но продолжим рассказ о Якове Чернове, который родился в 1839 году семье крестьянина Владимирской губернии и был переведен в деревню Бутурлинку Верхозимской волости Петровского уезда Саратовской губернии. По одной версии он был хром от рождения и не мог заниматься хлебопашеством, по другой – он был дворовым человеком, привыкшим к работе при усадьбе, а оказавшись в деревне, вынужден был стать пахарем. Он пытался избежать тяжелого крестьянского труда: плотничал, бондарничал. Но и это не спасло его от травмы – он сломал ногу и начал усиленно искать способ выжить.
Как бы там не было, Яков увидев у землемера графитный карандаш, заинтересовался им и, узнав, что пишущая масса изготовляется из графита, раздобыл в одной пензенской аптеке 2 фунта графита, купил "Химию" Шмидта и принялся за опыты. О существующих карандашных фабриках он не имел понятия и до желанных результатов дошел самоучкой. Долгое время он пытался составить графитную массу, растирая его в порошок на плите и прибавляя клей. Наконец, он заметил, что графит не подвергается действию огня. Перебирая в уме разные несгораемые вещества, Чернов остановился на фарфоровой глине. Через 2 года он уже приготовлял карандаши с машинкой, а пензенские купцы Финагеевы выписали для него пуд графита из Германии.
По данным 1859 года в деревне Бутурлинка (Графщина), при речке Пчелейке, было 41 двор в которых проживало 383 человек. Уже к 1885 году карандашным промыслом в Бутурлиновке и окрестностях занимались 73 хозяйства, 104 человека. Использовали ольху и липу, также для изготовления требовались лак и клей. Товар поставляли в Пензу, Саратов, Самару. Карандашным промыслом в Бутурлинке занималось около 10 семейств, до этого времени промышлявших нищенством. В Москву оптовикам Теплых рядов поставлялись миллионы дешевых карандашей (дюжина карандашей стоила на месте 22—23 коп.).
В 1865 году Яков Чернов получил серебряную медаль на Станиславской ленте «За полезное» от Императорского Вольного экономического общества, а в октябре 1875 года был награжден бронзовой медалью Саратовской земской сельскохозяйственной выставки.
Так получилось, что в конце XIX – начале XX века черновские карандаши из Петровского уезда Саратовской губернии миллионами штук продавали в Москве и других городах России.