Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Три толстяка» - фильм VS книга

Фильм Алексея Баталова «Три толстяка» (1966)… Да-да, он был не только Тибулом, но и режиссёром этой прекрасной кинокартины! Так вот фильм – очарователен, а книга – обворожительна, таинственна и довольно жестока. Более того - у Олеши это больше социальная фантастика, нежели сказка. Первоисточник и лента - ну, очень разные. До сих пор не могу оторваться, если показывают киноверсию, но примерно раз в два-три года перечитываю сказку (вместе с «Завистью», «Ни дня без строчки», рассказами и киноповестью «Строгий юноша» - по ней был снят пугающе-эстетный сюр.

Алексей Баталов в роли Тибула. Кадр из фильма  «Три толстяка» (1966). Скриншот.
Алексей Баталов в роли Тибула. Кадр из фильма «Три толстяка» (1966). Скриншот.

Баталовский вариант создан для детей, хотя, там есть и забавные намёки для взрослых. Там, где доктора Гаспара Арнери сажают в тюрьму, офицер говорит ему с раздражением и досадой: «А ещё интеллигентный человек!» Гаспара обвинили в подмене, что с точки зрения закона, та досада весьма кстати. Но этой фразы нет у Юрия Олеши. Я прочитала «Три толстяка» очень рано – моя мама была поклонницей Олеши и его солнечно-печального (!) стиля, зачитывала мне описания из других его книг. Я тогда ещё не понимала всей глубины – просто нравилось, как звучат фразы Олеши.

Кадр из фильма  «Три толстяка» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Три толстяка» (1966). Скриншот.

Фильм показался неполным и где-то поверхностным – из него убрали важную составляющую. То, что было смысловой базой в 1920-х годах и никак не монтировалось с 1966 годом! Сказка «Три толстяка» по конструкции близка к …«Метрополису» (1927) Фрица Ланга. Нет, Олеша ничего не украл – сценарий Теа фон Харбоу появился позже, чем Олеша написал своих «Толстяков» (1924). И там, и там – контраст «верхнего» и «нижнего» миров, есть саморазвивающаяся кукла и – капризно-красивенький наследник, которому становится невмоготу.

Правда, в «Метрополисе» заключён классовый мир, а в «Трёх толстяках» случилась революция. К слову, я не уверена, что диктатура оружейника Просперо будет мягкой и народ станет жить лучше, чем при Толстяках. Но вернёмся к повествованию. Из фильма убрали очень важную и – страшную деталь, а именно того мастера, что создал Куклу. По книге Суок, освобождая Просперо из зверинца, находит в одной из клеток умирающего получеловека-полузверя, а именно учёного по имени Туб.

Кадр из фильма «Метрополис» (1927) - безумный учёный, создавший человека-машину.
Кадр из фильма «Метрополис» (1927) - безумный учёный, создавший человека-машину.

В финале есть его обращение: «Я – Туб, учёный. Меня привезли во дворец. Мне показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка сказали так: «Вот видишь девочку? Сделай куклу, которая не отличалась бы от этой девочки». Я сделал такую куклу. Кукла должна была расти, как живая девочка. Я сделал эту куклу. Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой, а Суок отдали бродячему цирку…», но заключили Туба в зверинец за то, что отказался поставить мальчику Тутти железное сердце.

В 1920-х годах то была идея-фикс – всякие человеко-машины и человеко-амфибии (к слову, роман Александра Беляева – это та же эпоха). Предполагалось, что природа несовершенна и её надо улучшать. Причём, грубо и жёстко. Сам Юрий Олеша восклицал, правда, уже в ином проведении: «Да здравствует реконструкция человеческого материала, всеобъемлющая инженерия нового мира!» В 1920-е годы булгаковский профессор Преображенский занимался евгеникой и омоложением, а заодно превращением хороших собачек в гадких хомо-сапиенсов.

Кадр из фильма  «Три толстяка» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Три толстяка» (1966). Скриншот.

Тогда учёные реально думали, что смогут всё – и создавать людей в лабораторных условиях, и «ремонтировать» их со скоростью конвейера, и мастерить Вселенную движением тумблера. Железное сердце – это метафора безумия, охватившего тогда мир. Но это всё оказалось за кадром светлого, ироничного и яркого фильма с потрясающе красивой девочкой в роли Суок – юная Лина Бракните через год сыграет романтическую «пацанку» по имени Дубравка и закрепит за собой типаж «отличной девчонки», с которой можно ходить в разведку.

Ну. чудо же. Кадр из фильма  «Три толстяка» (1966). Скриншот.
Ну. чудо же. Кадр из фильма «Три толстяка» (1966). Скриншот.

И, конечно же, всем нравилась сама кукла – не столько её возможности, сколько …наряд и причёска. Она была так изящна, тонконога, с этими пышными юбками и волшебным бантом. Всем хотелось иметь ровно такую же, но до чуда недотягивали даже привозные (и страшно редкие!) Барби, казавшиеся грубыми и натуралистичными. Правда, Кукла в реале оказалась не такой шикарной - я её видела на какой-то выставке уже в 1990-х (возможно, обтрепалась за годы). Так что фильм и книга, как это бывает довольно часто, – разные смыслы. И в данном случае не типичное «книга – лучше!», а книга – о другом.

Zina Korzina (c)

  • Статьи по теме:

1. «Приключения Электроника» - книга лучше фильма или наоборот?

2. Почему мне больше нравятся экранизации «Золотого ключика», чем повесть Алексея Толстого?