Стиль Ар нуво ворвался, как ветер и захватил умы художников во всем мире.
Это течение перевернуло взгляды на дизайн не только в ювелирном искусстве - живопись, литература, интерьер, архитектура, всё изменилось с приходом новой эстетики.
Это было больше похоже даже не на ветер, а на шторм, на огромную волну, которая промчалась вокруг Земли, и оставила после себя на берегу прекрасные произведения искусства.
Продлилось чудесное время недолго. Период стиля Ар нуво начался в 1890 году и, казалось, закончился примерно в 1910 году, в начале Первой мировой войны.
Ювелирные изделия в стиле ар нуво ломали все прежние традиции и законы в создании украшений.
Стиль Ар Нуво отличает прихотливо изгибающаяся линия. В природе нет ничего прямого, графичного, все линии и очертания не подвластны никакой логике, как и женщины.
Бабочки, стрекозы, птицы, растения и нимфы - герои украшений этого стиля..
Ювелиры, специализирующиеся на изделиях в стиле модерн, предпочитали работать с полудрагоценными, а не драгоценными материалами. Основное внимание уделялось оригинальности и мастерству дизайна, а не дороговизне камней и металлов.
Украшения выполнялись из нового вида пластика под названием галалит, прессованного стекла и эмали.
Галалит — пластмасса из казеина, казеин-формальдегидная смола, получаемая при обработке казеина формальдегидом. Коммерческое название «галалит» происходит от греческих слов γάλα (молоко) и λιθος (камень).
Галалит — вещество без запаха, нерастворимое в воде, биоразлагаемое, неаллергенное, антистатическое и практически негорючее. В зависимости от удельного веса и содержания воды — прозрачное светло-жёлтое до совершенно непрозрачного темноокрашенного. Технология производства позволяла получать материал с различными художественными эффектами.
Галалит хорошо обтачивается и шлифуется. Применялся для изготовления пуговиц, гребней, ручек, рукояток для зонтов и тростей. Высшие сорта галалита применялись для имитации слоновой кости, янтаря и рога.
Эмаль Plique à jour довольно часто использовалась для придания ювелирным изделиям полупрозрачного эффекта. Несмотря на то, что освоить эту технику было непросто, результаты невероятно красивы.
Plique-à-jour (По-французски «пропускать дневной свет») - это стекловидная эмаль. Техника, при которой эмаль наносится в ячейки, аналогична перегородчатой эмали, но без подложки в конечном продукте, поэтому свет может проходить сквозь прозрачную или полупрозрачную эмаль. По сути, это миниатюрная версия витража и считается очень сложным с технической точки зрения
Не смотря на то, что украшения были созданы из недорогих материалов — они не являлись ширпотребом, пользующимся спросом у широких масс. Как раз большинство обывателей были возмущены откровенной эротичностью изделий.
Подвески в виде обнаженных нимф Анри Вевера тому пример:
Однако большой популярностью этот стиль пользовался у парижской богемы, которые могли себе позволить себе такую смелость...
- Когда я смотрю на украшения той эпохи, то словно погружаюсь в нереальный, сказочный мир, который населяют феи, драконы, волшебные травы и воздух напоен ароматами цветов и свежий ветер дует в лицо...
...и весь этот дивный и прекрасный мир, в котором царили поэты и художники прервала жестокая реальность. Началась Первая мировая война.
Никому не интересна прелесть, нежность и красота в суровые времена. И чудо погасло. Романтизм и любовь уступили место суровой реальности, промышленному порядку, строгой геометрии и прямым линиям.
Но вы же знаете законы природы - нежные побеги зелени способны прорастать сквозь асфальт, так и чудесная эпоха ар нуво через некоторое время начала возрождаться. Но это совсем другая история...
Статьи об ар нуво: