Найти в Дзене
Малахитовая Шкатулка

"...И божество, и вдохновенье.." Украшения Рене Лалика

Рене Лалик - величайший художник ювелир эпохи ар нуво. Его называют гением и это определение немного обесценивает творца на мой взгляд. Гений - ему всё дано свыше, гению всё дается легко. Нет. Всё не так просто.

Лунный камень, эмаль, стекло
Лунный камень, эмаль, стекло

В этой маленькой главе о Рене Лалике я собрала украшения, где стекло соседствует с драгоценными камнями, как это гармонично сочетается, вопреки традициям ювелирного искусства.

Золото, аквамарин, бриллиант, эмаль, стекло
Золото, аквамарин, бриллиант, эмаль, стекло

Несомненно, талантом Рене обладал, эта искра в сердце вела его, служила путеводной звездой. Эта искра заставляла трудиться, осваивая рисунок, композицию, повторяя бесконечные и мучительные попытки воспроизвести прекрасные пейзажи, животных и птиц. Этот огонь в душе не давал бросить всё, разочаровавшись в своем бессилии приблизится к совершенству. И это величайший труд, длиною в жизнь.

Рене Лалик хотел сделать что-то такое...невиданное ранее! И это ему удалось.

Брошь в виде анютиных глазок. Рене Лалик, 1903 год. Золото, стекло, сапфир
Брошь в виде анютиных глазок. Рене Лалик, 1903 год. Золото, стекло, сапфир

Возмутитель спокойствия, весёлый мастер Рене Лалик, как вихрь ворвался в ювелирные круги. Мэтрам был не по нраву этот выскочка. Закостенелые мастера-ювелиры, которые унаследовали бизнес и традиции от отцов, дедов и прадедов нещадно критиковали Лалика.

Где это видано - перемешивать благородные металлы и драгоценные камни со стекляшками?

В центре - желтый сапфир в форме подушки, который окружен стеблями растения Вероника из желтого стекла и коричневой эмали
В центре - желтый сапфир в форме подушки, который окружен стеблями растения Вероника из желтого стекла и коричневой эмали

Но мнение профессионалов ничто - восхищенные женщины, для которых и творил мастер, вознесли Рене на пьедестал ювелирного олимпа! Потому что талант жить, любить, увлеченность и мастерство, жажда творчества - всегда победит сухой, безжизненный профессионализм!

Посмотрите на примеры украшений Рене Лалика. где драгоценный камень является элементом композиции, где стекло ничуть не уступает в красоте драгоценному камню!

Изумительная брошь. Аквамарин, стекло, эмаль
Изумительная брошь. Аквамарин, стекло, эмаль

Сапфиры, стекло, эмаль. Источник изображения: sothebys.com
Сапфиры, стекло, эмаль. Источник изображения: sothebys.com

Драгоценные камни, как центр галактики, точка, из которой "произрастают" украшения.

Так, из аквамарина появляются восхитительные цветы чертополоха, аметист распускается нежнейшими сиреневыми розами, огненный опал вспыхивает королевскими орхидеями!

Украшение для корсажа в стиле ар-нуво из аквамарина, стекла, эмали и бриллиантов "Чертополох" от Рене Лалика. Оценка 120 000-180 000 долларов. Продано за 228 000 долларов. Источник изображения: Christies
Украшение для корсажа в стиле ар-нуво из аквамарина, стекла, эмали и бриллиантов "Чертополох" от Рене Лалика. Оценка 120 000-180 000 долларов. Продано за 228 000 долларов. Источник изображения: Christies

Брошь в стиле ар-нуво "Стебли роз", Рене Лалик, 1904-05. Золото, стекло, эмаль и аметист.
Брошь в стиле ар-нуво "Стебли роз", Рене Лалик, 1904-05. Золото, стекло, эмаль и аметист.

Тиара из рога, стекла, украшена огненными опалами.
Тиара из рога, стекла, украшена огненными опалами.

Опалы Лалик дополняет композициями из эмали. И в искусстве эмалирования ему тоже нет равных! Лалик успешно повторяет оттенки и переливы опала.

Брошь около 1903-1904 годов. Большой опал в форме подушки помещен в серебряно-позолоченную оправу, украшенную мелкими бриллиантами разного размера. По бокам расположены ромбовидные стебли, которые заканчиваются двумя слоями листьев папоротника. Четыре самых верхних, закрепленных зубцами, изготовлены из опалесцирующего камеевого стекла, окрашенного мягкими оттенками зеленой и серебристой эмали. Боковые сегменты шарнирно соединены с центральным блоком для обеспечения возможности перемещения.
Брошь около 1903-1904 годов. Большой опал в форме подушки помещен в серебряно-позолоченную оправу, украшенную мелкими бриллиантами разного размера. По бокам расположены ромбовидные стебли, которые заканчиваются двумя слоями листьев папоротника. Четыре самых верхних, закрепленных зубцами, изготовлены из опалесцирующего камеевого стекла, окрашенного мягкими оттенками зеленой и серебристой эмали. Боковые сегменты шарнирно соединены с центральным блоком для обеспечения возможности перемещения.

Пряжка-бабочка, Лалик, 1903-04: золото, эмаль в стиле плик-а-жур, опал
Пряжка-бабочка, Лалик, 1903-04: золото, эмаль в стиле плик-а-жур, опал

Продолжим наслаждаться произведениями чудесного Лалика в следующих главах моего повествования 🌹

Читайте первую статью о творчестве Лалика здесь:

Статья о периоде модерна: