Вдохновением для художника могут служить совершенно неявные мелочи - сухая травинка, случайно попавшая между страниц забытой книги, блики солнца, танцующие на стене, шелест ветра в уставших осенних листьях. Всё неявное, неосознанное рождает шедевры.
Француз Люсьен Гайяр ювелир в третьем поколении, был очарован и вдохновлялся японским искусством, именно оно во многом повлияло на стиль ар нуво.
Украшения, созданные Гайаром нужно уметь увидеть. Они утонченны и неброски, но сколько изящества и тихой прелести в этих мастерски исполненных вещицах!
В тени великих - Лалика, Вевера и Фуке, Люсьен Гайар все же занимает особое место. Его украшения нужно рассматривать дольше, они, как неброская природа средне-русской полосы осенней порой, неяркие но тем они прелестней! Драгоценные сувениры осени - слюдяные крылышки стрекоз, засушенные колоски пшеницы, зонтики фенхеля, кузнечик, под опавшей листвой - всё это воплотил в своих произведениях Гайар.
Биография Люсьена Гайяра
Биография Люсьена Гайяра, собранная из редких источников, дает представление о его творческом и жизненном пути от ученика до признанного мастера национальной ювелирной школы.
В 1892 году отец Люсьена, Эрнст Гайяр передал управление ювелирной мастерской своему сыну. Таким образом, Люсьен Гайяр стал следующим представителем ювелирной династии.
С 1878 года Люсьен Гайар изучал ювелирное дело и, овладев секретами ремесла, превзошел своих отца и деда. Он также изучал сложные технологические процессы, в первую очередь технику чеканки золота и серебра, гравировку. Кроме того, Гайяр посещал различные курсы ювелирного искусства.
В начале своей блестящей карьеры он преуспел в изучении металлов и их патинировании, особенно интересовался секретами древних японских сплавов и лаков, которые до него практически не использовались во Франции. Гайяр понимал, что японцы были неподражаемы в использовании цветовых эффектов, в колористической обработке металлических изделий, в использовании травления.
Искусствовед и исследователь творчества мастера Элен Андре, благодаря которой сегодня известны редкие подробности жизни Гайяра, написала о нем:
“Его познания в металлах и сплавах поражают. Он знает химическую природу вещества, которое он использует. Он овладевает искусством патинирования, работая долго и деликатно, разделяя его по своему усмотрению на текстуры и цвета".
Гайяр пригласил в свою фирму японских мастеров-специалистов по металлу, знавших секреты древних сплавов, граверов, ювелиров, лакировщиков.
Японцы помогли ему разобраться в тонкостях и специфике национального искусства.
Наконец, он принял участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже. Здесь мастер представил ювелирные изделия и серебряные вазы, которые произвели большое впечатление на зрителей своим тонким, утонченным, “заманчивым” оттенком патины. Он получил высокую экспертную оценку и Гран-при от авторитетного жюри и стал одним из лидеров французского ювелирного искусства, таких как Веве, Фуке, Бушерон.
Но, что еще более важно, Гайар пошел по тому же пути со своим вдохновителем и другом, ювелиром Рене Лаликом. Как и Лалик, Люсьен Гайар производил флаконы для духов. Это стало отдельным видом искусства, драгоценным предметом, высоко ценимым, как и ювелирные украшения.
Гайар, почти забыт, но я хочу, чтобы вы знали о таком утонченном мастере, его тихой песне , воплощенной в украшениях, которая еле слышна среди хора других голосов...