Найти в Дзене
Малахитовая шкатулка

Люсьен Гайар - французское прочтение японского стиля в ювелирном искусстве

Вдохновением для художника могут служить совершенно неявные мелочи - сухая травинка, случайно попавшая между страниц забытой книги, блики солнца, танцующие на стене, шелест ветра в уставших осенних листьях. Всё неявное, неосознанное рождает шедевры.

Веточка боярышника Люсьена Гайара (в русском интернете фото цитируется, как работа Лалика. Лалик велик, но это не его произведение)
Веточка боярышника Люсьена Гайара (в русском интернете фото цитируется, как работа Лалика. Лалик велик, но это не его произведение)

Француз Люсьен Гайяр ювелир в третьем поколении, был очарован и вдохновлялся японским искусством, именно оно во многом повлияло на стиль ар нуво.

Сочетание драгоценного камня и перламутра
Сочетание драгоценного камня и перламутра

Украшения, созданные Гайаром нужно уметь увидеть. Они утонченны и неброски, но сколько изящества и тихой прелести в этих мастерски исполненных вещицах!

-3

В тени великих - Лалика, Вевера и Фуке, Люсьен Гайар все же занимает особое место. Его украшения нужно рассматривать дольше, они, как неброская природа средне-русской полосы осенней порой, неяркие но тем они прелестней! Драгоценные сувениры осени - слюдяные крылышки стрекоз, засушенные колоски пшеницы, зонтики фенхеля, кузнечик, под опавшей листвой - всё это воплотил в своих произведениях Гайар.

Биография Люсьена Гайяра

Биография Люсьена Гайяра, собранная из редких источников, дает представление о его творческом и жизненном пути от ученика до признанного мастера национальной ювелирной школы.

В 1892 году отец Люсьена, Эрнст Гайяр передал управление ювелирной мастерской своему сыну. Таким образом, Люсьен Гайяр стал следующим представителем ювелирной династии.

С 1878 года Люсьен Гайар изучал ювелирное дело и, овладев секретами ремесла, превзошел своих отца и деда. Он также изучал сложные технологические процессы, в первую очередь технику чеканки золота и серебра, гравировку. Кроме того, Гайяр посещал различные курсы ювелирного искусства.

Фея - традиционный образ направления модерн.
Фея - традиционный образ направления модерн.

В начале своей блестящей карьеры он преуспел в изучении металлов и их патинировании, особенно интересовался секретами древних японских сплавов и лаков, которые до него практически не использовались во Франции. Гайяр понимал, что японцы были неподражаемы в использовании цветовых эффектов, в колористической обработке металлических изделий, в использовании травления.

Искусствовед и исследователь творчества мастера Элен Андре, благодаря которой сегодня известны редкие подробности жизни Гайяра, написала о нем:

“Его познания в металлах и сплавах поражают. Он знает химическую природу вещества, которое он использует. Он овладевает искусством патинирования, работая долго и деликатно, разделяя его по своему усмотрению на текстуры и цвета".

Гайяр пригласил в свою фирму японских мастеров-специалистов по металлу, знавших секреты древних сплавов, граверов, ювелиров, лакировщиков.

Японцы помогли ему разобраться в тонкостях и специфике национального искусства.

Наконец, он принял участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже. Здесь мастер представил ювелирные изделия и серебряные вазы, которые произвели большое впечатление на зрителей своим тонким, утонченным, “заманчивым” оттенком патины. Он получил высокую экспертную оценку и Гран-при от авторитетного жюри и стал одним из лидеров французского ювелирного искусства, таких как Веве, Фуке, Бушерон.

Стайка стрижей с капелькой лунного камня в клюве
Стайка стрижей с капелькой лунного камня в клюве

Но, что еще более важно, Гайар пошел по тому же пути со своим вдохновителем и другом, ювелиром Рене Лаликом. Как и Лалик, Люсьен Гайар производил флаконы для духов. Это стало отдельным видом искусства, драгоценным предметом, высоко ценимым, как и ювелирные украшения.

Гайар, почти забыт, но я хочу, чтобы вы знали о таком утонченном мастере, его тихой песне , воплощенной в украшениях, которая еле слышна среди хора других голосов...

-10