Найти тему
Наука наизнанку

Разгадка неровной поверхности римских дорог

Кроме масштабных городов, акведуков в Римской империи строилась не менее масштабная сеть дорог.

Технология строительства дорог и сам подход был не менее основательным, чем в современном дорожном строительстве. Но если в наше время мы стремимся поднять дорогу на насыпи (от грунтовых вод, подтоплений от ливневых дождей и таяния снега), то римляне строили так:

Выкапывался ров, в который укладывался бутовый камень, сверху засыпался мелким камнем (щебнем) и далее песком. Верхний слой выкладывался крупным плоским камнем. У каждого слоя было название.

-3

Описание слоев при строительстве римских дорог такое:

-4

Но вот есть одно но. Как можно было на повозках комфортно передвигаться по таким булыжным мостовым, имеющие неровности?

-5

Постоянная тряска могла быстро выводить из строя повозки. Дороги пригодны только для пешего передвижения и тоже не совсем комфортного. На эту тему ранее размещал статью: Необъяснимые детали в римских дорогах, о которых молчат историки

К единому мнению в комментариях не пришли. Но я отложил для себя логичное объяснение, что у этих дорог должно быть еще одно, финишное покрытие.

Как видно из описания выше, имеется слой Summum dorsum (верхняя поверхность) из мелкого песка или гравия. Не сказано где именно – под булыжниками или над ними. Но логичнее предположить, что для комфортного и более быстрого передвижения колесного гужевого транспорта нужна грунтовая дорога на мощном основании (чтобы не образовывалась колея).

-6

Думаю, археологи при раскопках удаляют этот поверхностный слой, оголяя каменное основание. Не знаю, имеется ли в их отчетах упоминание о том, что над каменным слоем был песчаный или из иного грунта.

-7

Римские дороги вне крупных городом и представляют из себя грунтовые дороги на каменном основании. Сделаны не так основательно, т.к., возможно, нагрузки на них здесь были меньше.

Можно ли наследие этой технологии проследить в более поздних видах европейских городов?

-8

Гаспар Ван Виттель. Картина, изображающая Новую площадь в Риме. Местами просматривается каменное основание площади, но с грунтовой засыпкой. Кто-то скажет, что картина – это не доказательство. Мало ли что выдумал художник.

-9

Эта же площадь на фотографии 19 в. только в цветной обработке. Булыжной мостовой не видно, видна монохромная (в цвете) грунтовая поверхность площади. Передвигаться даже пешком по такой поверхности легче, чем по каменной мостовой с неровным покрытием.

Но еще большее доказательство, что булыжные мостовые засыпали песком, я нашел на фотографии 19в. площади С-Петербурга.

-10

Если увеличить ту часть фотографии с дорожным полотном, по которому передвигаются повозки, то увидим такую картину:

-11

Под движение повозок явно отсыпаны песком две полосы.

Я считаю, что наши предки не были отсталыми в умственном плане людьми. Если была проблема в чем-то, то они это решали, используя существующие на то время способы. Комфортное передвижение по булыжным, каменным дорогам что в римскую эпоху, что в 19 в. решалось просто – отсыпкой песком. А то, что песок убрали пи раскопках – это работа и трактовка увиденного археологами. Города тоже стали очищать от песка. Особенно в начале 20 в, когда появились резиновые колеса у автомобилей.

-12

Согласитесь, булыжная мостовая на Красной площади в Москве смотрится гораздо эффектнее, мостовая более ухоженная без песка, чем с ним. Хотя в последнем случае передвижение по ней было бы куда более комфортным и пешему и конному и на повозках.

Внимание! В новых статьях комментарии открыты только для подписчиков!

Подписывайтесь на канал, впереди много интересной и полезной информации.