Генри был сыном простого ирландского фермера без наследства и образования. Это не помешало ему создать свою империю, которая процветает по сей день. И стать одним из самых известных промышленников и изобретателей ХХ века. И одним из самых богатых людей мира.
Вывод 1. "Если тебе тяжело, значит ты поднимаешься в гору = Если тебе легко, значит ты летишь в пропасть."
В 16 лет Генри сбежал из дома и уехал работать в Детройт. Там он устроился на работу механиком в электрическую компанию Эдисона.
У юного Форда была мечта – сконструировать машину для всех, которая воплотит принцип «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения».
Первые изобретения Форда оказались неудачными. «Фордмобиль» 1893 года был похож на современный квадроцикл и вызывал у обывателей недоумение. Однако изобретатель не сдавался и продолжал усовершенствовать модель, одновременно трудясь над созданием бензинового мотора.
Вывод 2. “Если вы думаете, что вы способны на что-то, вы правы, если вы думаете, что у вас не получится что-то, вы тоже правы”.
В то время массовый автомобиль был чем-то фантастическим, как сейчас, к примеру, «массовый самолет». Однако это мало волнует Генри, ведь он верит, что «все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор». Так и вышло.
Он первый применил на своих заводах конвейерную сборку, что позволило в 5-10 (!) раз ускорить процесс производства автомобилей. Это инновационное решение в мгновение ока вывело его в лидеры автопрома.
В 1902 году он сделал своему автомобилю потрясающую рекламу – за рулем машины в автогонках он опередил чемпиона Америки! Ай да Генри!
Наконец, настоящим триумфом Генри Форда стало внедрение модели “Т”. Это означало смену всех ориентиров в концепции автомобилестроения. Он создавал её как скульптор, отсекая всё лишнее. В итоге получилась не роскошная игрушка для избранных, а доступный по цене товар для тысяч американцев.
Вывод 3. “Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей”.
Прекрасный вывод! Вот бы современные работодатели помнили про него.
В соответствии с ним на своих заводах Генри Форд принял ряд стратегических кадровых решений:
- увеличил зарплату рабочим до пяти долларов в день ( около ста долларов по нынешнему курсу).
- сократил рабочий день до восьми часов,
- установил шестидневную рабочую неделю, став человеком, который придумал выходной.
Фантастические условия труда по тому времени! В результате вопрос текучки кадров был решен раз и навсегда.
Возник один любопытный побочный эффект: большая зарплата давала рабочим возможность накопить на собственное авто – Новый Ford T! Так что альтруизм Форда привел к небывалому скачкообразному росту продаж.
Вывод 4. “Мне всё равно, откуда пришёл человек – из тюрьмы или Гарварда. Мы нанимаем человека, а не историю”.
На заводы Форда могли устроиться все. Важен был только один критерий – желание работать и учиться. Более того, у него на производстве работали инвалиды. Он видел плюсы этих людей. Глухие работали в цехах с максимальным уровнем шума, слепые задействовались для сборки мелких деталей.
Вывод 5. “Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения”.
Наверно, главный секрет Форда кроется не столько в новшествах на производстве, сколько в человечном отношении к ближнему. Об этом говорили бесконечные очереди из людей, которые хотели устроиться к нему на работу.
Правда дисциплина была жесткой. Рабочим начислялась зарплата пока работал конвейер — об этом сигналила лампочка. Если лампочка тухла, значит, конвейер остановился, и начисления прекращались.
На его заводах конвейер практически никогда не останавливался, а если были перебои с электроэнергией, рабочие начинали передвигать его вручную.
Вывод 6: “Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра”.
Когда началась Первая мировая война, магнат приобрел трансатлантический лайнер и поплыл в Европу лично вести пропаганду за ее прекращение.
На эти цели Генри израсходовал свыше 1 миллиона долларов. Его миссия не принесла успеха — война продолжалась.
Пришлось перепрофилировать половину заводов на производство танков. Америка упрочила свои экономические позиции в мире, а Форд утроил свой капитал.
Вывод 7. “Неудача – это возможность начать заново, но уже более мудро”.
Генри Форд всю жизнь любил единственную женщину – свою жену Клару. У нее был удивительный талант – верить мужу и всегда быть на его стороне.
На склоне лет Форд сказал, что она — это его единственное счастье, которое никогда его не оставляло. Даже когда он влюбился в 17-летнюю секретаршу Евангелину. Этот роман закончился быстро – Форд выдал девушку замуж, подарил ей шикарный особняк с личным аэродромом, оставил миллионный счет в банке.
После романа с секретаршей на заводах промышленника было введено жесткое правило — женщин на работу не принимать. Вот так.
Зато на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе».
Вывод 8.”Самая трудная вещь на свете – это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются”.
Образование, оставлявшее желать лучшего, Генри получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя важные договоры, по-прежнему допускал ошибки.
Однажды он подал в суд на газету, назвавшую его невежественным. На обвинение в необразованности он ответил так: “Если мне … нужно было бы ответить на ваши дурацкие вопросы, мне стоило бы только нажать кнопку в кабинете, и в моем распоряжении появились бы специалисты с ответами”.
Форд считал недостатком вовсе не безграмотность, а нежелание применять надлежащим образом свой ум.
В своём почтовом ящике предприниматель нашёл необычное послание. Писал автомобильный угонщик. Он угнал детище Форда. Вор был так впечатлён качеством и техническими характеристиками машины, что обязался впредь угонять только автомобили этой марки.
Вывод 9: “Качество – это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит”.
Гениальный промышленник придумал платить зарплату некоторым сотрудникам не за работу, а за безделье. Так, ремонтные бригады, чинившие на заводе вышедшее из строя оборудования, получали почасовую оплату, пока ничего не делали, наслаждаясь отдыхом.
Если же случалась поломка, счётчик оплаты останавливался, и запускался заново только после ее устранения. Вот это мотивация!
Вывод 10. “Они есть повсюду – эти странные люди, которые не знают, что вчера – это вчера, и которые каждое утро просыпаются с прошлогодними мыслями в голове”.
Генри Форду принадлежит знаменитая фраза «Покупатель может заказать автомобиль любого цвета, если этот цвет — чёрный». Дело в том, что в ту эпоху автомобильные краски не отличались стойкостью, они изготавливались из натуральных ингредиентов, и только черная краска была достаточно долговечной. Но потребитель требовал разнообразие.
И к 1927 году продажи «Форда-Т» настолько снизились, что Форду угрожало разорение. «Доброжелатели» предвкушали крах бизнесмена, но Форд не сдался и на этот раз. Ведь если вчерашние убеждения себя не оправдали, это лишь повод придумать что-то новое.
Генри приостановил производство, распустил почти всех сотрудников и стал работать над созданием очередного автомобиля.
Вскоре он представил новую модель «Форд-А», выгодно отличающуюся по техническим характеристикам и внешнему виду. Форд опять вышел победителем.
В 2018 году его компания вошла в тройку самых продаваемых марок автомобилей в мире. Когда журналисты спросили его, чего может желать такой богатый человек, Форд ответил так: “Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу”.
По-моему, ему это удалось.