Пока продолжаются зимние каникулы и отпуска, у нас появилось больше времени для просмотра разного рода контента. И как-то так выяснилось, что некоторые личности в принципе ни разу не видели фильмов по творчеству Роальда Даля. Пришлось заполнять пробел... и страдать.
Нестройный новодел
Первым мы смотрели фильм «Ведьмы» (2020), потому что до этого у меня не было возможности его глянуть. В принципе, у картины немало достоинств, как для развлекательного семейного кино:
- красочная картинка;
- яркие спецэффекты;
- доступно изложенный сюжет;
- близость к оригиналу.
Но, знаете... осталось некоторое чувство гадливости. Поскольку персонажи все насквозь карикатурные и максимально глупые. К тому же главные герои (внук с бабушкой) внезапно поменяли цвет кожи: и одновременно с этим потеряли опцию актёрской игры.
Октавия Спенсер прекрасно отыгрывает свою роль, проблема в том, что сюжет туповатый. Её персонаж смотрится неорганично, а попытка добавить инклюзивности в повествование ничуть этому не помогла: чёрные отдыхающие смотрятся максимально нелепо на фоне такого же цвета лакеев.
Возможно, главный герой – молодец? Отнюдь. Джазир Бруно сидит в кадре с лицом тумбочки, и это даже нельзя списать на поворот со смертью родителей. Максимально унылое зрелище, за которым противно наблюдать. Мальчик играет плохо. По крайней мере, никто не сообщал, что у персонажа расстройства аутистического спектра.
Второстепенные персонажи также поглупели и стали нравственно более уродливыми. Мальчик-толстячок из фаната еды превратился в откровенного дурака. Разве что кривляния Энн Хэтэуэй немного разбавляют обстановку, вот только нужны ли были кривляния в этом фильме в принципе?
Традиционный взгляд
И вот насколько более приятным было посмотреть фильм «Ведьмы» (1990) сразу после новодела. То есть, мне было приятно увидеть – не поверите! – актёрскую игру. Именно игру, а не кривляние или сидение в кадре. Потому что даже экстравагантные ведьмовские образы – экстравагантные, а не попытка увлечь малолетнего зрителя клоунадой.
К тому же мои созрители (есть такое слово?) оценили первую экранизацию выше последней. Отметив более стройное повествование и большую сюжетную логичность: банально сцены идут в другой последовательности, намного мягче вводя зрителя в сюжет.
Да что там! Это не будет спойлером, у главного героя умерли родители. Так вот, если фильм 2020 года буквально начинается со сцены аварии, то в фильме 1990 года про это не сказано ни слова. Но зрителю это показывают в четыре штриха:
- мальчик приходит в пустую спальню родителей с газетой;
- полицейский приезжает, сжимая в руке платок матери;
- закадровый бабушкин голос говорит о некоей – без уточнений! – «произошедшей трагедии»;
- тот же голос говорит, «мы переехали в мой дом в Англии после того, как родители... отправились в путешествие».
Простите, но для меня такие нюансы важны. Это и есть разница, которая отличает условные советские фильмы от условных российских с «...да я люблю тебя!..», на что регулярно указывает тот же BadComedian. Раньше фильмы показывали события, причём художественные фильмы делали это через художественные образы.
Джасен Фишер, игравший Люка, справился со своей ролью значительно лучше Джазира Бруно. Потому что на лице мальчика читались эмоции, причём – соответствовавшие конкретной сцене. Можно было увидеть нормального живого ребёнка, а не актёра, пытающегося отыграть роль.
Кроме того! Хотя «Ведьмы» 1990 года отошли от каноничной концовки, она лично мне кажется более трогательной. Потому что переводит фильм из формата мрачной сказки в формат доброй детской: когда всё хорошо заканчивается, даже несмотря на печальные обстоятельства.
Компромиссный выбор
Мне бы хотелось порекомендовать старый фильм 1990 года для семейного просмотра. С другой стороны, картина 2020 неплохо зайдёт тем, кто предпочитает красочную картинку, не так много внимания уделяя сюжету или игре актёров. Получить удовольствие, в принципе, можно и от того, и от другого.
А знаете, что? Попробуйте посмотреть оба! Они настолько непохожи режиссёрскими решениями, что заскучать не удастся. Более того, появится возможность лично сравнить общие сцены. Или насладиться уникальными сценами, которых в каждой из картин полно.
#ведьмы #1990 #2020 #фильм #обзор #экранизация #роальд даль