В 1942 года Австралия получила около 757 средних танком M3 Grant/Lee, но M4 Sherman было получено только 3шт, за весь период Второй Мировой войны. Австралийская бронетанковая программа, по которой успели произвести всего 66 танков Sentinel, была остановлена в 1943 году. Остановкой программы частично послужило настойчивое требования властей США о доступности среднего танка M4 Sherman в любом требуемом для Австралии количестве. Рассматривался вариант местного производства «Шерманов» на территории Австралии, но возникли проблемы с поставками силовых установок из США, и невозможность производства некоторых узлов трансмиссии Австралийской промышленностью, что как следствие привело к прекращению данной затеи.
Средний танк M4 в Австралии
Первым американским средним танком M4, прибывшим в Австралию, был M4A2, произведенный по британскому ленд-лизу.
Танк прибыл в Австралию в середине 1943 года, и имел регистрационный номер США (USA W 3096073), и регистрационный номер Великобритании (T 146142). Для идентификации машина Австралия использовала Британский номер без префикса «Т». Вскоре после прибытия в Мельбурн танк был окрашен в двухцветную камуфляжную схему - хаки-серый, а затем отправлен в Экспериментальный центр механизации (MEE) в Монегитте, на испытания к северу от Мельбурна. Ходовые испытания включали пересечённую местность, заросли кустарников, и стандартные препятствия, такие как ступеньки, траншеи и уклоны. Вероятно, машина оставалась в MEE примерно до середины 1944 года.
В начале 1944 года британское военное ведомство попросило австралийскую армию провести испытания танков «Черчилль» и «Шерман» в «условиях Новой Гвинеи». Для этих целей Британия выделила два «Шермана» которые прибыли в Австралию в мае 1944 года. Так же Британия предоставила офицеров для оказания помощи с инструкциями по вождению и техническому обслуживанию машин.
Хотя оба танка имели последовательные британские регистрационные номера, они существенно различались между собой.
Танк № T263412, M4 производства Chrysler Corporation (заводской № 59427), имел сварную заднюю часть корпуса с литой передней частью. У него были резиновые шевронные гусеницы, цельные колеса тележки, и ещё несколько небольших отличий. Орудие устанавливалось в орудийную установку M34A1, а в башне имелся люк заряжающего. На бортах корпуса приваривались дополнительные накладки.
Второй танк, тоже M4, имел регистрационный номер T263413 и производился компанией Baldwin Locomotive (серийный номер 16239). Он имел полностью сварной корпус с резиновыми гусеницами, и прочие мелкие изменения. Орудие устанавливалось в артустановку M34A1. Перед люками механиков и на бортах корпуса приваривались дополнительные накладки.
Интересный момент в обозначениях состоит в том, что в обоих официальных отчетах об испытаниях в джунглях два танка указаны как M4A1. Просто обозначение M4 появилось только в следующем австралийском отчете 1945 года.
На испытаниях Австралийская армия использовала дизельный M4A2 со стальными шевронными гусеницами, а так же танки, поставленные национальным военным министерством, и поэтому три Sherman вместе тремя Churchill (Mk IV, Mk V и Mk VII) были отправлены в Новую Гвинею в августе 1944 года на американском корабле Liberty Ship Norman J. Coleman вместе с 26 танками Matilda.
По прибытию в Мадангу танки хранились под открытым небом в течение 14 дней, за это время был разбит испытательный лагерь. Рельеф, выбранный для испытаний, включал в себя плантации с грунтовым илом глубиной до 1 метра; холмистая трава кунай, густые заросли и переходы через ручьи шириной до 5.5 метра и глубиной до трёх метров. Дождь за период испытаний составлял более 30см осадков.
Sherman M4A2 со стальными шевронными гусеницами сразу показал неудовлетворительные результаты, и после 57 миль пробега был исключен из испытаний. В последствии он использовался в качестве машины наблюдения и транспортировки к месту испытаний и обратно. Проблема с гусеницами была отмечена в отчёте со следующей формулировкой:
«Если бы этот танк был оснащен плоской резиновой гусеницей и грунтозацепами, его характеристики были бы лучше, чем у Sherman M4A1 (sic)»
Испытания проводились только на первой и второй передачах, что вызвало некоторые проблемы со смазыванием свечей у двух M4. Среднее расстояние, пройденное каждым танком за 32 дня испытаний, составило 130 миль.
"Шерман" против "Черчилля"
Команда, проводившая испытания пришла к заключению, что «Черчилль» в целом предпочтительнее «Шермана» для операций в джунглях. Основными преимуществами «Черчилля» перед «Шерманом» были следующие:
1. Превосходная маневренность, особенно на малых скоростях.
2. Более подходящее низкое передаточное число для передвижения на малой скорости во время взаимодействия с пехотой.
3. Большая толщина брони.
4. Незначительно, но лучшая проходимость при пересечении ручьев и при подъеме на холмы.
5. Увеличенный клиренс.
«Шерман» же был признан лучшим только в обзорности из-за его больших перископов с более широким углом обзора и его лучшей управляемость на склонах. Так же «Шерман» был признан более надёжным.
После испытаний танки оставались в Новой Гвинее еще три с половиной месяца, после чего были возвращены в Австралию, где были проведены дополнительные испытания, в ходе которых подтвердились результаты испытаний в Новой Гвинее, вследствие чего австралийское правительство заказало 510 «Черчиллей» для армии. Но этот заказ был отменен в конце войны, после получения 51го Черчилля (включая шесть опытных машин и 45 серийных танков).
Послевоенная судьба австралийских "Шерманов"
После войны три "Шермана" были отправлены в бронетанковую школу в Пукапуняле, где какое-то время хранились как музейные экспонаты. M4, по-видимому, использовался как танковая цель в 1950-х и 1960-х годах и был уничтожен на стрельбище. M4 с литым корпусом использовался в качестве мишени для стрелкового оружия в снаряженном состоянии, так как дополнительная броневая защита была приварена вокруг входных люков и над воздухоочистителями в корме.
После его отправили на время в Офицерскую кадетскую школу в Портси, Виктория, где его назвали Каспером и, есть мнение, его положение ствола (вверх или вниз) указывало на моральный дух кадетов, но затем, его всё же вернули в Пукапунял.
И M4A2, и M4A1 (сварной корпус) можно увидеть сегодня на выставке в Мемориале RAAC и Музее армейских танков в Пукапуняле. Башня M4 была «спасена» Джоном Белфилдом, известным австралийским коллекционером бронетехники, и, предполагается что она находится в его музее танков в Мельбурне до сих пор.
Данная статья является переводом. Автор Paul D. Handel
Ещё больше интересных видео на нашем YouTube канале "Военное Время"