Найти тему
Военное Время

А был ли "Шерман" в Австралии? Или "Шерман" против "Черчилля" на родине кенгуру.

В 1942 года Австралия получила около 757 средних танком M3 Grant/Lee, но M4 Sherman было получено только 3шт, за весь период Второй Мировой войны. Австралийская бронетанковая программа, по которой успели произвести всего 66 танков Sentinel, была остановлена в 1943 году. Остановкой программы частично послужило настойчивое требования властей США о доступности среднего танка M4 Sherman в любом требуемом для Австралии количестве. Рассматривался вариант местного производства «Шерманов» на территории Австралии, но возникли проблемы с поставками силовых установок из США, и невозможность производства некоторых узлов трансмиссии Австралийской промышленностью, что как следствие привело к прекращению данной затеи.

М4 (композитный корпус) в танковом парке Новой Гвинеи. Видны резиновые шевронные гусеницы, а также дополнительные броневые накладки на бортах корпуса.
М4 (композитный корпус) в танковом парке Новой Гвинеи. Видны резиновые шевронные гусеницы, а также дополнительные броневые накладки на бортах корпуса.

Средний танк M4 в Австралии

Первым американским средним танком M4, прибывшим в Австралию, был M4A2, произведенный по британскому ленд-лизу.

Танк прибыл в Австралию в середине 1943 года, и имел регистрационный номер США (USA W 3096073), и регистрационный номер Великобритании (T 146142). Для идентификации машина Австралия использовала Британский номер без префикса «Т». Вскоре после прибытия в Мельбурн танк был окрашен в двухцветную камуфляжную схему - хаки-серый, а затем отправлен в Экспериментальный центр механизации (MEE) в Монегитте, на испытания к северу от Мельбурна. Ходовые испытания включали пересечённую местность, заросли кустарников, и стандартные препятствия, такие как ступеньки, траншеи и уклоны. Вероятно, машина оставалась в MEE примерно до середины 1944 года.

M4A2 после прибытия в Мельбурн. Хорошо видны регистрационные номера в США и Великобритании, а также щиты пустынного типа.
M4A2 после прибытия в Мельбурн. Хорошо видны регистрационные номера в США и Великобритании, а также щиты пустынного типа.

В начале 1944 года британское военное ведомство попросило австралийскую армию провести испытания танков «Черчилль» и «Шерман» в «условиях Новой Гвинеи». Для этих целей Британия выделила два «Шермана» которые прибыли в Австралию в мае 1944 года. Так же Британия предоставила офицеров для оказания помощи с инструкциями по вождению и техническому обслуживанию машин.

Хотя оба танка имели последовательные британские регистрационные номера, они существенно различались между собой.

Танк № T263412, M4 производства Chrysler Corporation (заводской № 59427), имел сварную заднюю часть корпуса с литой передней частью. У него были резиновые шевронные гусеницы, цельные колеса тележки, и ещё несколько небольших отличий. Орудие устанавливалось в орудийную установку M34A1, а в башне имелся люк заряжающего. На бортах корпуса приваривались дополнительные накладки.

Второй танк, тоже M4, имел регистрационный номер T263413 и производился компанией Baldwin Locomotive (серийный номер 16239). Он имел полностью сварной корпус с резиновыми гусеницами, и прочие мелкие изменения. Орудие устанавливалось в артустановку M34A1. Перед люками механиков и на бортах корпуса приваривались дополнительные накладки.

Интересный момент в обозначениях состоит в том, что в обоих официальных отчетах об испытаниях в джунглях два танка указаны как M4A1. Просто обозначение M4 появилось только в следующем австралийском отчете 1945 года.

M4 с плоскими резиновыми гусеницами ожидает испытаний в Монегитте.
M4 с плоскими резиновыми гусеницами ожидает испытаний в Монегитте.

На испытаниях Австралийская армия использовала дизельный M4A2 со стальными шевронными гусеницами, а так же танки, поставленные национальным военным министерством, и поэтому три Sherman вместе тремя Churchill (Mk IV, Mk V и Mk VII) были отправлены в Новую Гвинею в августе 1944 года на американском корабле Liberty Ship Norman J. Coleman вместе с 26 танками Matilda.

По прибытию в Мадангу танки хранились под открытым небом в течение 14 дней, за это время был разбит испытательный лагерь. Рельеф, выбранный для испытаний, включал в себя плантации с грунтовым илом глубиной до 1 метра; холмистая трава кунай, густые заросли и переходы через ручьи шириной до 5.5 метра и глубиной до трёх метров. Дождь за период испытаний составлял более 30см осадков.

M4A2 после перекраски и на испытаниях в Monegeetta. Австралийский номер можно увидеть на корпусе коробки передач, как и знак классификации моста.
M4A2 после перекраски и на испытаниях в Monegeetta. Австралийский номер можно увидеть на корпусе коробки передач, как и знак классификации моста.

Sherman M4A2 со стальными шевронными гусеницами сразу показал неудовлетворительные результаты, и после 57 миль пробега был исключен из испытаний. В последствии он использовался в качестве машины наблюдения и транспортировки к месту испытаний и обратно. Проблема с гусеницами была отмечена в отчёте со следующей формулировкой:
«Если бы этот танк был оснащен плоской резиновой гусеницей и грунтозацепами, его характеристики были бы лучше, чем у Sherman M4A1 (sic)»

Испытания проводились только на первой и второй передачах, что вызвало некоторые проблемы со смазыванием свечей у двух M4. Среднее расстояние, пройденное каждым танком за 32 дня испытаний, составило 130 миль.

"Шерман" против "Черчилля"

Команда, проводившая испытания пришла к заключению, что «Черчилль» в целом предпочтительнее «Шермана» для операций в джунглях. Основными преимуществами «Черчилля» перед «Шерманом» были следующие:

1. Превосходная маневренность, особенно на малых скоростях.

2. Более подходящее низкое передаточное число для передвижения на малой скорости во время взаимодействия с пехотой.

3. Большая толщина брони.

4. Незначительно, но лучшая проходимость при пересечении ручьев и при подъеме на холмы.

5. Увеличенный клиренс.

«Шерман» же был признан лучшим только в обзорности из-за его больших перископов с более широким углом обзора и его лучшей управляемость на склонах. Так же «Шерман» был признан более надёжным.

После испытаний танки оставались в Новой Гвинее еще три с половиной месяца, после чего были возвращены в Австралию, где были проведены дополнительные испытания, в ходе которых подтвердились результаты испытаний в Новой Гвинее, вследствие чего австралийское правительство заказало 510 «Черчиллей» для армии. Но этот заказ был отменен в конце войны, после получения 51го Черчилля (включая шесть опытных машин и 45 серийных танков).

Послевоенная судьба австралийских "Шерманов"

После войны три "Шермана" были отправлены в бронетанковую школу в Пукапуняле, где какое-то время хранились как музейные экспонаты. M4, по-видимому, использовался как танковая цель в 1950-х и 1960-х годах и был уничтожен на стрельбище. M4 с литым корпусом использовался в качестве мишени для стрелкового оружия в снаряженном состоянии, так как дополнительная броневая защита была приварена вокруг входных люков и над воздухоочистителями в корме.

После его отправили на время в Офицерскую кадетскую школу в Портси, Виктория, где его назвали Каспером и, есть мнение, его положение ствола (вверх или вниз) указывало на моральный дух кадетов, но затем, его всё же вернули в Пукапунял.

M4A2 в Танковом музее RAAC в начале 1970-х годов.
M4A2 в Танковом музее RAAC в начале 1970-х годов.

И M4A2, и M4A1 (сварной корпус) можно увидеть сегодня на выставке в Мемориале RAAC и Музее армейских танков в Пукапуняле. Башня M4 была «спасена» Джоном Белфилдом, известным австралийским коллекционером бронетехники, и, предполагается что она находится в его музее танков в Мельбурне до сих пор.

The M4 Composite Hull at the RAAC Tank Museum in the 1990s.
The M4 Composite Hull at the RAAC Tank Museum in the 1990s.

Данная статья является переводом. Автор Paul D. Handel

Ещё больше интересных видео на нашем YouTube канале "Военное Время"