Недаром говорится: «Небо лишено дара речи. Свою волю оно вещает устами смертных». — «Повесть о доме Тайра»
Тайной окутано как время создания этого произведения, так и имя автора. Первое упоминание этого произведения принадлежит монаху Кэнко (1283- 1350 гг.). В своём труде «Записки от скуки» он описывает монаха Юкинага. Именно этот монах, по мнению Кэнко, написал «повесть», а так же научил бродячего слепца Сёбуцу рассказывать её.
И вы быть может уже, наверное, задались вопросом: чем это произведение заслужило к себе такое внимание, почему оно до сих пор так популярно и чем будоражит умы современного читателя? Для понимая уникальности этой моногатари необходимо, для начала, обратить внимание на то, как выглядела средневековая Япония XII столетия.
Согласно законам установленным ещё в VII веке, только земля может являться экономическим богатством и источником для политической властью. Во всех предыдущих столетиях земля принадлежала государству (восточная диктатура всё-таки). Крестьяне получали землю ровно в таких объёмах, в которых они могли её возделывать и поддерживать в плодородном состоянии до следующего сезона. Но времена меняются: власть императора превратилась в церемониальную, несущую в себе дань традициям и не более. Действительную власть воплощал в своих возможностях лишь Сёгун.
Большая часть земли перешла во владение крупных феодалов Даймё и они распоряжались ею на своё усмотрение. Они могли пожертвовать наделы для Буддистских, Синтоистских или Синто-Буддистских монастырей, могли отдать её в аренду крестьянским общинам, и тогда деньги попадали не в государственную казну, а в карман землевладельцу. Очень часто феодалы поднимали восстание и бунтовали с оружием в руках против центральной власти.
Теперь, надеюсь, вам стало понятно, вокруг чего строилась вся борьба. Вся борьба была за землю, а это — главное условие обретения власти, богатства и силы, столь необходимой для правящих кругов аристократии периода Хэйан (с IX в. по конец XII в.)
Учёные датируют окончание написания повести XIII веком. Сама «Повесть о доме Тайра» рассказывает о событиях борьбы двух враждующих кланов —Тайра и Минамото, происходивших в 80-е года XIIв.
В начале произведения у власти находится богатейший и старинный род Фудзивара. Кажется, что власть этого дома незыблема. Отстранив императора от власти и фактически держа его под домашним арестом, мужи этого клана управляли страной уже несколько веков.
В свою очередь, это были очень благоприятные века: Япония процветала. Процветала страна — процветали и феодалы. Теперь уже новые дома не желают власти клана Фудзивара. Они начинают собирать войска, строить козни, заключать тайные союзы между разными домами и, в конце концов, появляется Тайра-но Киёмори, нещадно карающий своих соперников с особой жестокостью и цинизмом. Подчинив себе всю Японию, он устанавливает жестокую деспотию дома Тайра. Он добился триумфа, вырезал практически всех своих врагов, тем самым упрочив свою власть в стране.
Но здесь всё не так просто. Во время всей этой дикой, необузданной жестокости по отношению к другим кланам, Киёмори оставляет в живых девятого сына Минамото-но Ёситомо- Минамото-но Ёсицунэ. Именно это благородное и с моральной точки зрения правильное решение было фатальным и обрекло его потомков на гибель и всю Японию на новые потрясения.
От себя хотелось бы подчеркнуть, что всё произведение написано в «полутонах»: вы не найдёте здесь абсолютно плохих или стопроцентно хороших персонажей. Как Тайра, так и Минамото жгут деревни крестьян, плетут интриги и даже применяют различные подлости и уловки, столь не присущие кодексу чести самураям «Бусидо».
#история японии #япония #литература #зарубежная литература #классическая литература