Найти тему
Снеговик с гармошкой

5 хороших российских фильмов (и моё мнение о них)

Оглавление

Стоит кому-нибудь где-нибудь написать: "Российское кино XXI века невозможно смотреть", как тут же кто-то возразит: "А как же..." После чего следует список названий - как правило, одних и тех же, хоть и вспоминают их разные люди.

Разумеется, ознакомился. Не всё, конечно, столь радужно, как обещалось, но в целом - согласен: это хорошие фильмы, несущие в себе некую до сих пор тлеющую искорку советского кинематографа. Во-первых, все они - трагикомедии (любимый жанр отечественного кино). Во-вторых, у них яркие персонажи, крепкие сценарии и отличные диалоги, которые хочется растаскивать на цитаты. Повторю: не все эти фильмы одинаково крепкие, но радует сам факт, что такое ещё снимают.

Начну с того, что реально понравилось.

"Неадекватные люди" (2011). Реж. Роман Каримов

– От сладкого образуется кариес.
– А я люблю сладкое.
– Ну и умрешь раньше всех.
– Не сказать, чтобы это сильно противоречило моим планам.

Виталик – мужчина хоть куда. В полном расцвете сил, вежливый, непьющий. Желая начать новую жизнь, он переезжает из провинциального городка в столицу, находит новую работу и жильё. Ясное дело, женщины им интересуются, но Виталик навстречу им идёт неохотно, а вечера проводит в одиночестве, штудируя учебник личностного роста – хотя, казалось бы, ему-то зачем?

В соседней квартире обитает миловидная старшеклассница Кристина, которая доводит всех окружающих до белого каления своим странным чувством юмора. Один только Виталик в ответ на саркастические выпады Кристины элегантно отшучивается. Начинается психологическая дуэль длиною в целый фильм: этих двоих тянет друг к другу, но об отношениях не может быть и речи. И не только из-за разницы в возрасте: у Виталика есть страшная тайна…

И главный вопрос: кто же здесь «неадекватные люди»? Виталик и Кристина считают, что они. Однако на фоне прочих персонажей они выглядят едва ли не безобидными. "Все мы тут не в своём уме", как писал классик.

(До второй части фильма всё никак не доберусь, а надо бы.)

"Тряпичный союз" (2015). Реж. Михаил Местецкий

-2

Ваня – наивный и мягкотелый юноша – встречает троих парней-экстремалов. Эта троица представляет собой не то арт-группу, не то секту, не то политическую организацию – правда, без чёткой программы, устава и какой-либо цели: ребята просто пытаются выразить протест против несправедливости окружающего мира. Сами себя они называют «Тряпичный союз» – в том смысле, что пока что они – всего лишь тряпки и рохли.

Ваню они принимают в свои ряды лишь при условии, что тот пустит их пожить к себе на дачу. И вот все четверо едут в деревню – тренироваться на свежем воздухе и искать ответы на важные вопросы бытия. Ваня сперва служит для ребят мальчиком для битья (в основном, морального), но постепенно завоёвывает их уважение. Тем временем «Тряпичный союз» раздирают противоречия, коллектив трещит по швам, а события приобретают всё более и более абсурдный характер…

«Тряпичный союз» – фильм про умную и злую молодёжь, снятый для умной и злой молодёжи, либо для тех, кто желает понять, что творится у подобной молодёжи в голове. Элемент сказочной небывальщины картину не портит, как и в случае со следующим фильмом.

"Парень с нашего кладбища" (2015). Реж. Илья и Антон Чижиковы

-3
Эй, ты, ты послушай, как загaжены все души.
Здесь запросто так не положат и венка.
Вот ты взял и умeр, и совсем ты не подумал,
Что индустрия смeрти зарабатывает на смeрти.
Пурген. "Индустрия смeрти"

Простоватый, но добрый и честный парень Коля устраивается охранником на подмосковное кладбище. Днём он встречает множество колоритных персонажей, будь то алкoголик, промышляющий оставленными на могилах стаканами с вoдкой, ушлая тётка, ворующая букеты, бандиты или вынюхивающие сенсацию телевизионщики, а ночью… ночью начинается самое интересное. Не то привидения шалят, не то маньяк.

Но Коля не боится ни призраков, ни мaньяков. Тем более, что каждую ночь на кладбище появляется красивая девушка… Девушка, понятное дело, непростая. И вообще тут всё сложно, но парень с кладбища разберётся и наведёт порядок.

Опять смех сквозь слёзы: история о добрых призраках оборачивается едкой сатирой на "индустрию смeрти", о которой пела в своё время панк-группа "Пурген". Хотя фильм хорош, прежде всего, актёрскими работами. Что ни исполнитель, то стопроцентное попадание в образ: Коля – положительный парень из народа, его дядя – вороватый директор кладбища, симпатичные следователи и малосимпатичный участковый, пронырливый журналист и другие. В общем, рекомендую, если ещё не видели.

"Как я провёл этим летом" (2010). Реж. Алексей Попогребский

-4

На острове в Северном Ледовитом океане несут вахту два метеоролога: Сергей – человек старой закалки, привыкший досконально выполнять свои обязанности, Павел – юнец, для которого компьютерные игры важнее работы: ну, подумаешь, не передал один раз данные на Большую Землю – и ладно, «и так сойдёт!». Но для Сергея это святотатство. То есть, налицо конфликт поколений, менталитетов и эпох. Какое роскошное поле для создания психологических конфликтов!

Жаль, что сценаристов занесло куда-то не туда. Павел получает сообщение с Большой Земли о том, что с семьёй Сергея произошёл несчастный случай, но почему-то не решается рассказать об этом начальнику, хотя рано или поздно он всё равно всё узнает, и будет только хуже. Так и происходит, и между двумя мужчинами на одном маленьком острове начинается сражение не на жизнь, а на смeрть...

Фильм очень красивый, это факт. Актёры сыграли отлично, создав интересные и глубокие образы. И даже название с нарочитой ошибкой не кажется надуманным: один из героев и впрямь пытался провести другого. Надуманным кажется другое: вся эта притянутая за уши ситуация со смeртельным выяснением отношений. Неужели нельзя было обойтись без этого?..

В общем, впечатления от фильма остались смешанные. Как и от следующего.

"Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов" (2017). Реж. Александр Хант

-5

Про этот фильм узнал из очередного списка «Лучшие российские фильмы за последние N лет». Хм...

… Бывший детдомовец, а ныне простой рабочий Витька живёт под одной крышей с нелюбимой женой и ещё менее любимой тёщей, а в свободное время предаётся пролетарским радостям: пьянствует, бьёт морды, изменяет супруге. И "этого самого, как его, счастия" (как пел Шнуров) в жизни нету.

Однажды судьба посылает ему подарок в виде собственной квартиры, к которой прилагается внезапно отыскавшийся отец – Лёха Штырь, бывший вор, ныне – парализованный овощ. Витька без капли сомнения везёт родителя в дом инвалидов. Внезапно Штырь приходит в себя и просит отвезти его по другому адресу. И начинаются дорожные приключения. Выясняется, что папаша – ещё более противное существо, нежели его отпрыск: бывшие жёны его знать не желают, а подельники мечтают закопать…

Как вы уже поняли, фильм – типичная чернуха. Что ж, и она имеет право на жизнь. И если за дело берётся человек, который действительно «в теме», может получиться нечто мрачное, но хотя бы убедительное (как фильм «Волчок», кто смотрел, тот знает, писал о нём тут). Но тут явно работал интеллигент, поэтому получилась карикатура – несмешная и не особо узнаваемая.

Лично я представить себе не могу, чтобы бывший детдомовец затруднился с ответом на вопрос: «Ты кто по жизни?» (По логике вещей он должен был сказать что-то вроде: «Парядашный пaсссaн».) Но самое главное – пропала даром отличная задумка: сравнить вора старой формации, живущего по какому-никакому кодексу чести, с современной приблaтнённой молодёжью, у которой никаких тормозов вообще нет. Здесь же просто показывают двух несимпатичных людей, но никакой морали из этого не следует. И почему в финале эти двое начинают испытывать друг к другу симпатию – тоже неясно. Дескать, режиссёр пытался намекнуть, что они, в каком-то смысле, тоже люди. Но… «Не верю!»

Всем спасибо!

Другие заметки об отечественном кино:

Российский сериал "Три мушкетёра" 2013 года (и причём тут "Буратино").

Отличные российские экранизации книг.

Отечественные фильмы с (сомнительным) закосом под Запад.