В 1931 г. в музее Революции была напечатана почтовая открытка с малоизвестной картиной художника Николая Касаткина "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка". Для приличия обнаженную грудь женщины прикрыли одеждой, в которую уткнулся носом щенок.
Николай Алексеевич Касаткин (1859 - 1930) — один из ведущих мастеров русского реализма конца XIX - начала ХХ века. Он был первым, кто в рамках традиционной живописи создал целую галерею образов городских бедняков и, рабочих. Одним из первых он был признан советской властью и удостоен звания народного художника республики. Названия его работ говорящие: "Шахтерка", "Углекопы. Смена", "Семья рабочего", "В коридоре окружного суда", "Арестантки на свидании".
Николай родился в семье художника-литографа и крепостной крестьянки. Его талант появился ещё в училище: в 1883 году за картину "Нищие на церковной площади" он был удостоен большой серебряной медали. В 1891 году художник стал постоянным участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок. В 1900 году за картину "В коридоре окружного суда" получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже.
Одна из самых известных работ Касаткина — написанный с натуры этюд "Шахтерка". А вот другая его работа "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка" настолько малоизвестна, что упоминание о ней можно найти не в каждой биографической справке художника. Её репродукция стала известна благодаря почтовой карточке, выпущенной музеем Революции тиражом 100 000 экземпляров.
На картине изображена красивая молодая женщина, прикованная цепью, кормящая грудью барского щенка. Её собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах. На открытках напечатанных в 1930-е годы грудь женщины прикрыта: натурализм этой сцены показался советским идеологам чрезмерно откровенным. А вот в 1960-е годы картину напечатали, как есть.
К сожалению, история знает такие примеры издевательства помещиков над своими крепостными. В труде историка Василия Ивановича Семеновского "Крестьяне в царствование Екатерины II", изданном в 1903 году, приводится свидетельство о помещике, который приказал "жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью".
Похожий сюжет мы находим в очерке Владимира Короленко "В облачный день". Помещик Панкратов женился на красивой крестьянке из своих крепостных, но она сбежала от него с офицером. С тех пор помещик возненавидел своих крепостных, зато горячо полюбил собак. Для своих любимых гончих он выстроил огромную псарню, и заставлял крепостных женщин вскармливать их щенят грудным молоком. Крестьянин Алексей, увидев, что его молодая жена вместо младенца вскармливает щенков, "примял" их, а барину заявил: "Ребёнок, хоть и мужицкое дитя, все у бога человеческая душа считается... а вы у бабы груди псиной пакостите..." Тогда взбешенный помещик толкнул его в кипящий котел с собачьей похлебкой.
После Октябрьской революции творчество Касаткина стало очень востребовано: расцвел реализм в искусстве, нужны были новые герои, новые типажи. Художник писал в это время портреты комсомольцев и героев: "Герой обороны СССР", "Комсомолка-пионервожатая". В 1929 году в Москве прошла первая и единственная прижизненная выставка работ мастера. Через год, проводя экскурсию в музее, Касаткин неожиданно упал и больше не поднялся.
Произведения Николая Алексеевича Касаткина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других известных музеях страны, но самая откровенная его работа, которой коснулась советская цензура, находится в Музее Революции.
Интересная статья? Делитесь ей в соцсетях, оставляйте комментарии и ставьте лайки. Это лучшая благодарность для нас!
Если вы хотите узнать больше об истории семьи или вам необходима консультация генеалога, обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47
Центр генеалогии "Семейная реликвия"