Найти в Дзене
Андрей Токов

КОЛИНЫ ЕДИНИЦЫ. Маленькие люди Белгородской истории. К одиннадцатилетию со дня смерти...





Он жил по хайямовски, "один средь сотен тысяч лиц". И ушел в дату с пятью единицами -11.01.11. Сегодня поздно вечером в эту череду похожих цифр добавится еще одна единица. Со дня смерти Николая Николаевича Ушакова прошло ровно 11 лет...

Это поминальный текст о человеке, известном все же в узком кругу друзей, журналистов и музейных работников. Прошу понять, если вам станет неинтересно читать о незнакомом человеке. Но вспомнить Колю Ушакова, хотя бы таким образом, надо обязательно. Чтобы не забыть ни его, ни все светлое и интересное, что было в нашей стремительно проходящей реальности.

Коля всю жизнь проработал в музеях. Они держали его и питали энергией. Когда закончилась музейная эпопея, закончилась и жизнь. Не осталось интеллектуально -культурного эгрегора, подпитывающего все существование этого неординарного человека.
Ушаков, как и его известный поэт -полный тезка, писал стихи. Интересовался литературой, особенно военной, краеведением, политикой. И театром. Его должны хорошо помнить работники и актеры БГАДТ им.Щепкина конца 90 -х, начала нулевых.

Писал, но не успел закончить исторический труд, публиковался в белгородской прессе того времени. Николай Николаевич был очень хорошим другом газеты "Альтаир" и ее уникального редактора Константина Битюгина. В интеллектуальной Костиной тусовке того времени Ушаков был, наверное, самой необычной и харизматической личностью.

Данный ему от природы широченный спектр талантов позволял проявлять себя почти в любой сфере жизни. Он не рисовал картин, не водил машин и не вышивал крестиком, остальное все давалось и подчинялось ему. Даже политика! Коля был одним из основателей знаменитого в девяностых местного политического объединения "Белгородское движение в поддержку перестройки" -БДП. Фирменное начало его речей на митингах "Сограждане!" моментально привлекало внимание.
Думаю, в годы работы Ушакова в музеях, сначала краеведческом, потом в его филиале -литературном, не было в городе лучше и интереснее экскурсовода! Первую его экскурсию лично для меня я помню еще когда краеведческий музей находился в здании Преображенского собора.
Николай Ушаков занимался краеведением, и очень тесно общался с еще докрупенковским кругом людей, увлеченных этой тематикой, в частности, с подзабытым у нас ныне Виктором Михайловичем Михельсоном. Он даже дарил Коле газеты из своего архива незадолго до переезда в Америку.
Стихи Коля писал широко и много, щедро дарил их своим друзьям. Регулярно печатался и в "Альтаире", и в "Нашем Белгороде". К сожалению, это творчество осталось лишь в рукописях и самиздате. Да и рукописи эти теперь практически недоступны. Остались лишь записки с афоризмами, которыми поделилась одна из коллег по работе в литературном музее.

Его знали многие. В культурном пространстве Белгорода того времени Ушаков выглядел яркой, необычной и в силу своеобразного характера и позиционирования в жизни, очень неоднозначной личностью, к которой было противоречивое отношение. Но в его восприятии все же преобладал здоровый позитив.

Вот найденные в сети воспоминания его друзей и знакомых и отклики, поступившие после публикации первого варианта этой статьи.

Василий Обидченко: "Бий червоних, поки не побіліють, бий білих, поки не почервоніють" - лозунг "зелёных повстанцев" - очень близок к тому, что исповедовал Коля. Только никого он не бил... скорее, и те и другие - его. Путь русского интеллигента".

Даня Колегаев: "Он так счастлив был, когда я ему подарил эту майку. Сказал будет в музей на планерки в ней ходить. Это на кухне у меня на Чапаева снято в 2010 году".

-2

Владимр Зеленский: "Да, Коля был анархо-похренистом...царствие небесное!".

Василий Обидченко:: "Попалось тут на Госкаталог.ру в музейных архивах. Мой друг Коля Ушаков, Николай Николаевич, 1999 год".

-3
-4

Наталья Дроздова, 2012 год:: "У меня в телефоне, когда звонят из литмузея, до сих пор высвечивается "Ушаков". Без Коли там как-то не то и не так...".

-5
-6

Владимир Лаврентьев: "О, я знал его, не знал что он умер, зимой он ходил в пирожке, какие носило высшее руководство СССР, в кульке был театральный кружок там и познакомились, ещё он собирал старинные монеты..."

Чжао Ци и группа китайских студентов международного факультета БелГУ в статье -отклике на экскурсию в литературный музей 26.12.2006: "Музей состоит из четырёх залов: литературы XVIII в., XIX в., XX в. и зала современной литературы. У каждой части экспозиции свой колорит. Здесь есть рукописи известных писателей, например, Пушкина, древние книги, старинная мебель. Но самое важное – это то, что в нём работает опытный экскурсовод – Николай Николаевич Ушаков. Он говорил нам о русской литературе свободно и живо."

-7

Татьяна Береговая: "Я очень хорошо помню Николая Николаевича, царствие ему небесное. Литературный музей расположился в здании, которое долгое время принадлежало "Белгородэнерго", а мы с мужем там работали. Рабочее место мужа располагалось непосредственно в этом здании, д.38, а я работала в профсоюзе. Поэтому мы встречались очень часто и высокопарные фразы Николая Николаевича очень запоминались. Он был "не от мира сего", а такие люди западают в память. Все, что вы пишете, очень понятно, я сама не раз слушала его пояснения в экскурсиях по музею. Муж дарил ему мелкие вещички, типа, ручки или отвертки. Он радовался, как ребенок.
Я вообще против того, чтобы людей забывали. И в настоящем времени я ненавижу эту "забывчивость" сразу же, как только человек уйдет. Так не должно быть.
Я рада была увидеть фотографии с Николаем Николаевичем, спасибо вам. Мы никогда не звали его по фамилии, наверное, даже и не знали. Он всегда был Николаем Николаевичем.".

Анастасия Слепцова: "Светлая память Николаю Николаевичу... Я проработала с ним 2 года, 2 последних года и его и моей работы в литературном... До сих пор очень часто вспоминаю и его самого и его энциклопедические знания и искрометный юмор. До сих пор храню записки с его афоризмами и меткими выражениями. И подаренную им книжку индийского эпоса)) Удивительный был человек... Наверное, неоднозначный и противоречивый, но для меня он навсегда останется умнейшим человеком, и как он сам всегда отвечал на шутливые обвинения в хамстве : "порочен, порочен... Но душа чистая, как цветок!" Спасибо за статью! Я ПОМНЮ...".

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

Владимир Зубов: "Спасибо за память о нём.... часто спрашивал своих знакомых по Демократической партии России (ДПР, Партия Н. Травкина), а где Н. Ушаков, где Николай Николаевич? Вот теперь, по прошествии стольких лет узнал... Светлая память по этому человеку. Хорошо помню беседы с ним, интересный был человек, интересно рассуждал, интересно мыслил. В общении он искал ответы на вопросы - как улучшить жизнь общества, как изменить власть в сторону понимания и улучшения жизни людей, их работы. Да, его мало интересовал повседневный быт, больше классическое - «почему всё не так?». Последний раз мы, встретились случайно в парке Ленина, долго сидели на лавочке и говорили.... я пытался показать в разговоре, что надо (не смотря на катастрофу) продолжать жить и что обычная жизнь даёт много радостей и душевных сил человеку... В общем уже тогда я понял, что больше я Николая Николаевича не увижу. 12.02.2021 г.".

Оксана Закутская, 2011 год, комментарий к статье в "Голосе Белогорья: "Больно защемило на сердце после прочтения статьи. Лично я была не знакома с Николаем Николаевичем, но, работая в музее, очень много добрых слов о нем услышала.
К несчастью, личное отношение руководства к сотрудникам музея резко преобладает над объективной оценкой их работы. Ну а в случае с Николаем Николаевичем, дело обстояло сложно. Человек он был, по мнению абсолютного большинства научных сотрудников, самый одаренный и талантливый в историко-краеведческом и литературном (филиал краеведческого) музеях. И делом своим жил, дышал. А далеко не каждый научный сотрудник может так сказать о себе. Не угодил он руководству. Не соглашался с некоторыми постановками задач и планов. Не соответствовал образцу поведения "советского товарища", который популяризируется в музее".

И горькое завершение музейной жизни -буквально через год поле того, как его заставили уйти из последнего пристанища -литературного музея -Коля умер от сердечного приступа. Да, со злым миром вокруг Николаю Николаевичу помогал бороться любящий такие души алкоголь. Но он следствие отношения к нему бедных злых людей, а не причина. Ведь работники тех музеев, где трудился Ушаков, после смерти никогда не вспоминали ни самого Колю, ни его заслуг как научного сотрудника. Сейчас его там не помнят вовсе. Лишь в новой зоне буккроссинга литмузея удалось обнаружить книгу из личной библиотеки Николая Николаевича. И на том спасибо...

-16

Пару лет назад была сфотографирована могила Николая Николаевича Ушакова на кладбище в районе улицы 8 Марта. Это фото даёт прекрасное представление об отношении нашей музейно -культурной обществености к списанным в "утиль" и из жизни коллегам. Оградки нет, табличка стерлась полностью, ни имени, ни даты.

-17

Идентифицировать могилу могут только те, кто точно знает где она находится. А таких людей не более пары человек. Сейчас захоронение в еще более худшем состоянии.

У Коли не осталось ни близких, ни помнящих его родственников. В позапрошлом году в Киеве умерла и его театральная муза, работавшая в БГАДТ на рубеже девяостых и нулевых -актриса Оксана Воронина. Душу нашего Николая Николаевича больше ничего не интересует на бренной земле. Он жил один, умер один, и в вечность ушел тоже один...

А. ТОКОВ. 12.01.21 -11.01.22.
Фото из сетевых ресурсов Дани Колегаева, Василия Обидченко, Анастасии Слепцовой и собственные.

P.S. Эта статья для тех, кто хочет ПОМНИТЬ...
#БелГородскиеподробности #Белгород #31регион #Белгородскаяобласть #краеведение #НашБелгород #История #ИсторияБелгород #музеиБелгород #память