Найти в Дзене
64 ФАНАТА ШАХМАТ

Виктор КОРЧНОЙ: «Я не могу сказать, что моего последнего партнёра ожидает блестящее будущее»

Оглавление

Предлагаю своим читателям то самое скандальное интервью Виктора Корчного (с небольшими сокращениями), которое он дал корреспонденту югославской газеты «Политика» Божидару Кажичу. Беседа состоялась сразу после его проигрыша в финальном матче претендентов Анатолию Карпову в 1974 году…

ФОТО: rg.ru
ФОТО: rg.ru

Краткое предисловие

Откровения советского гроссмейстера вызвали тогда настоящую бурю возмущения и всеобщее осуждение как среди гроссмейстеров и мастеров, так и среди любителей...

Интересно, а вот как вы оценили бы это интервью почти полувековой давности с позиций сегодняшнего дня? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.

И ещё мне хотелось бы обратить ваше внимание на любопытные совпадения. Первое матчевое противостояние Карпова с Корчным развивалось практически по сценарию, повторившемуся спустя четыре года на матче в Багио. То есть, Анатолий Карпов со старта повёл в счёте, однако на финишной прямой Виктору Корчному удалось выиграть две партии и чуть ли не уравнять шансы. Но в конечном итоге победил молодой претендент с перевесом на одно очко, что также зеркально повторилось в матче на первенство мира в 1978 году…

Из интервью Виктора Корчного…

«Думаю, Петросян, которого я победил в полуфинальном матче, сильнее Карпова. И вообще, ни Спасский, ни Полугаевский, у которых Карпов выиграл, не уступают ему по знанию шахмат и таланту. Я считаю, что и себя могу сравнить с этими гроссмейстерами. Я оказал большое сопротивление, чем оба моих предшественника.

Вопрос: В таком случае, что же явилось причиной вашего поражения?

Ответ: Это трудно объяснить. Карпов не располагает богатым шахматным арсеналом и великими шахматными «средствами». Но он является игроком сильнейшей воли, фантастического стремления к победе. Этой своей огромной волей он буквально подавил противников, в том числе и меня. Я считаю, что моё несчастное поражение в 17-й партии решило судьбу матча. До него я ещё верил в свою победу.

Вопрос: Почему вы в первых 18 партиях не сумели ни разу выиграть и почему в матче так много ничьих?

Ответ: Мы оба успешно играли в защите. При нынешнем уровне шахматной техники можно легко добиваться ничейных результатов. Поэтому я считаю, что Фишер прав, когда предлагает играть без ограничения числа партий. Я в этом матче, во второй половине, играя чёрными, без труда добивался ничьих. Мой партнёр в начале также успешно играл чёрными фигурами, а в конце спокойно делал ничьи как чёрными, так и белыми.

Вопрос: Вы раньше говорили, что, если выиграете у Карпова, согласитесь с требованиями Фишера?

Ответ: Да, об этом я говорил. Однако сейчас это история, ибо матч Карпову я проиграл. Вообще-то, думаю, если на вещи смотреть практически, то 36 партий – это много. Матч столько не продлится, он закончится быстрее.

Вопрос: До матча вы говорили, что уверены в своей победе. Было ли это вашим убеждением или вы «пугали» противника?

Ответ: Никого я не пугал. В матче я играл ничуть не слабее противника. Остаюсь при своём убеждении, что по силе и дарованию я нисколько не ниже Карпова. Повторяю: его шахматный арсенал весьма ограничен.

Вопрос: Почему в матче вы так долго думали? Ваш противник в этом оказался значительно эффективнее. За всё соревнование вы затратили на обдумывание 1130 ходов 71 час, а Карпов на 12 часов меньше?

Ответ: Таков мой стиль. Глубина игры требует размышления. Я принципиально не приемлю практический стиль игры, какой исповедует А. Карпов.

Вопрос: Говорят, что Ласкер «нарочно играл слабо» для того, чтобы спровоцировать своих противников на осложнения, заставить их выйти из своей «защитной брони». Вас сравнивают с Ласкером…

Ответ: Наверняка Ласкер не играл нарочно слабо против Капабланки, как и я против Карпова.

Вопрос: Как вы оцениваете качество партий? Было много различных оценок. Карпов положительно оценил творческий уровень.

Ответ: Партии были очень боевыми, не встречалось мирных ничьих. Однако, что касается качественного уровня, то он низок. Не было цельных, хороших партий, которые останутся в шахматных учебниках.

Вопрос: Что вы думает о будущем своего партнёра?

Ответ: Когда я проиграл матч Спасскому, мне было тяжело. Но я чувствовал его силу и предсказывал ему победу над Петросяном. И Спасский действительно стал чемпионом мира. Теперь же я не могу сказать, что моего последнего партнёра ожидает блестящее будущее...»

Переведённый отрывок взят из журнала «Шахматы. Рига» №4 за 1975 год, а оригинал был опубликован в югославской газете «Политика» 2 декабря 1974 года.

P.S. Одна из партий финального матча претендентов 1974 года рассмотрена в обзоре канала под названием «КАРПОВ красиво обыгрывает КОРЧНОГО, применив совершенно новую схему в атаке Раузера», а также в одноимённом видеоролике: