Результаты сборных зависят от множества взаимосвязанных факторов: уровня исполнителей, тренера (архитектора игры, дирижера волейбольного оркестра), силы чемпионата (игроки большую часть сезона проводят в клубах), подготовки молодежи и т. д.
В мужской сборной России крайних нападающих (Михайлов, Клюка, Волков) можно отнести к одним из лучших в мире в своих амплуа. Довольно высокий уровень у блокирующих (еще бы на подаче прибавить), связующих (Кобзарь и Панков выделяются общей игрой, но в профильном элементе – качестве передач, пожалуй, уступают топовым соперникам). Проседает, пожалуй, только позиция либеро.
В женской сборной и с топами сложнее и чехарда тренеров в прошлом олимпийском цикле (Кузюткин, Ушаков, Панков, Бузато) не пошла команде на пользу.
Перспективная молодежь
Сейчас большие надежды подает семнадцатилетняя доигровщица Арина Федоровцева, которая в атаке и на подаче уже сейчас показывает выдающийся уровень игры. В игре на задней линии, которая была не самой сильной стороной спортсменки (ее перевели в доигровку из диагонали не так давно, в молодежке) также заметен хороший прогресс.
Но для борьбы за медали женской сборной нужны еще несколько таких игроков. Есть надежда на Татьяну Кадочкину. Неплохие результаты в прошлом сезоне показали женские молодежки по всем возрастам (бронза на ЧМ до 20 лет, уверенные победы на ЧМ до 18 и ЧЕ до 16 лет). Перспективная молодежь, способная вырасти в топовых игроков у девушек есть.
Кто такие топы?
Топовый игрок, это один из лучших в мире в своем амплуа. Одним из эталонных примеров является Максим Михайлов. Что делает Макса одним из лучших диагональных в мире? Он исполняет все элементы на высочайшем уровне.
Из профильных – великолепное нападение и подача, отличный блок. Помимо этого, Михайлов обладает эталонными навыками игры в защите. Да и встать третьим принимающим или отдать передачу для него не проблема.
Логично предположить, что если команда будет целиком или в значительной мере состоять из игроков такого уровня и результаты будут соответствующие.
Правда есть «небольшая» проблема: топовые игроки - штучный товар и чтобы лучшие в мире в своих амплуа волейболисты собрались в нашей сборной нужно совершить нечто похожее на прорыв в женском фигурном катании. А именно техническую революцию.
Революция в техническом оснащении
В женском ФК иностранные болельщики пишут, что мы отстали от русских на целый оборот. Думаю волейбольные болельщики хотели бы услышать подобное о наших сборных.
Разумеется, проводить прямые аналогии с ФК нельзя. В волейболе нет второй оценки и дополнительные баллы за красоту ударов не начисляются. Да и вид – игровой командный, где главная красота именно в командных взаимодействиях.
Но уровень исполнителей и в волейболе оказывается прямое влияние на результат. И здесь использовать уроки ФК, на мой взгляд, можно и нужно.
Если рассмотреть техническую революцию, совершенную школой Этери Тутберидзе и ее ученицами, то выяснится, что она получилась достаточно растянутой (на три олимпийских цикла) по времени.
На первом этапе (Юлия Липницкая) техническая сложность была вполне сопоставима с соперницами. Фишкой Юлии были чистота исполнения, внимание к деталям и фирменные вращения.
На втором этапе (Евгения Медведева и Алина Загитова) к этому добавились максимальная сложность прыжковых элементов в рамках тройных прыжков. Загитова, помимо того, что исполняла сложнейшие комбинации, ставила все прыжковые элементы во второй половине программы.
На третьем этапе (Александра Трусова, Анна Щербакова, Алена Косторная) девчонки начали исполнять «мужские» четверные прыжки. Косторная освоила триксель, Щербакова и Трусова – квады.
Сейчас девчонки вплотную приблизились в технической сложности к мужчинам. В арсенале Валиевой и триксель и квады, еще и с руками наверху. Александра Трусова – рекордсмен по числу квадов, правда триксель нестабилен.
Натана Чена и Юдзуру Ханю Камила вряд ли обойдет, а вот мужской ЧР выиграть вполне способна. Правда у девушек запрещены четверные в короткой программе, поэтому напрямую сравнить баллы не получится.
Формула победы
В общем рецепт побед «прост»: нужно догнать, затем превзойти, а затем превзойти на голову соперников в техническом оснащении наших волейболистов. В тех самых профильных и не только элементах.
Думаю, наши тренеры это прекрасно понимают. Это можно проследить по вниманию к подаче - одному из ключевых элементов в современном волейболе.
У мужчин в последние годы хорошо научились принимать планер. И вот уже второй год наши блокирующие (Куркаев, Яковлев, Власов) переучиваются на силовую. И от того, стабилизируют ли они подачу, вероятно будет зависеть их статус топовых блокирующих, место в сборной и ее результаты.
У женщин хорошая силовая подача – редкое и крайне эффективное оружие. Есть оно в арсенале топовых диагональных – Бошкович, Эгону, Хаак. Сейчас вот Каракурт подтягивается к этому уровню.
А вот у Натальи Гончаровой силовой подачи нет. Как и у потенциальных сменщиц: Анна Лазарева подает разнообразный и опасный, но планер. Да и у Ксении Смирновой силовая пока «не той системы».
В целом опасная силовая в сборной лишь у двух игроков: Ирины Воронковой и Арины Федоровцевой.
Проводя аналогию с женским ФК, это тот «мужской» элемент, которым можно усиливать игру девушек. Поэтому, когда в молодежке на ЧЕ до 16 четыре или пять девчонок подавали силовую, лично меня это очень порадовало.
Или когда перспективная диагональная Вита Акимова в матче Динамо-Метар – Динамо-Краснодар, выдала несколько серий классных силовых подач. Рекомендую посмотреть, как Вита подавала в этой игре, в частности, как она выходит под мяч при подаче.
Подача, в женском волейболе это то, где мы можем превзойти соперника. Ну а догонять, как и у мужчин, необходимо в скорости и в общей игре.