Автор — Виктория Карпова, главный хранитель Музейного комплекса в Разливе.
«Ни одному из нас, советских актеров, ни разу в жизни не пришлось подстрекать зрителей со сцены или с экрана к кражам, насилиям, убийствам, к изменам, предательствам, к подлым преступным делам» — эти слова принадлежат актеру Николаю Константиновичу Черкасову, ставшему, без преувеличения, одним из символов советской эпохи.
Широко известно, что именно профиль Николая Черкасова изображен на ордене Александра Невского — награды, учрежденной в июле 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии. Николай Черкасов, исполнивший роль князя Александра Невского в одноименном фильме, стал не только олицетворением мужества и непобедимости нашего народа, но и зримым воплощением мужской красоты. Черкасов и вне сцены был невероятно представительным. Стройный, очень высокий, интеллигентный, элегантный и образованный, он сочетал в себе лучшие качества, которыми должен был обладать советский человек. Благодаря работам в кино Черкасов был чрезвычайно популярен не только на Родине, но и за рубежом.
Актер много занимался общественной деятельностью. Как член Советского Комитета защиты мира он объездил множество стран, но, пожалуй, самой яркой и запоминающейся была его поездка в Индию, совершенная вместе с В.И. Пудовкиным в 1951 году. Впечатления от путешествия были настолько сильными, что уже на следующий год Черкасов опубликовал свои путевые заметки, знакомя советского читателя с этой экзотической и далекой страной.
В собрании музея «Келломяки-Комарово» имеется небольшая записная книжка Николая Черкасова, в которой он делал быстрые записи, буквально «на ходу» фиксируя не только факты, но и ощущения и эмоции. В блокнот, приобретенный, вероятно, в один из первых дней пребывания на индийской земле, актер заносил свои наблюдения. Черкасов буквально впитывал в себя Индию, стремясь не пропустить ни одной детали, начиная от «изумрудного с узорами» моря до «шелеста деревьев от обезьян». На страницах блокнота мелькают города, отели, планируемые встречи: «Мадрас. Отель 40 пропеллеров. Доклад П (Пудовкина) и мой. Стимул сов. актера. Толстой, Чехов, Ост (ровский) и т.д. Цель приезда.», восхищение гостеприимством «Толпы, встреча, тоннель из цветов, пение, музыка, розы с неба…».
Эти рабочие материалы и станут основой для его книги «В Индии», которая сопроводит читателя в уникальную страну с присущим только ей национальным колоритом и очень сложной политической ситуацией.
Нельзя забывать, что дипломатические отношения между СССР и Индией были установлены только в апреле 1947 года, а официально независимость этого азиатского государства была провозглашена в 1950 году. Таким образом, кинематографисты стояли у истоков зарождающейся дружбы между двумя народами, и возложенную на них гуманитарную миссию трудно переоценить. Известно, что почвой для формирования хороших отношений является притяжение, а не принуждение. Культурная дипломатия стимулирует взаимопонимание, формирует уважение и позитивное представление о стране и ее ценностях.
Черкасов и Пудовкин, конечно же, не могли не понимать всю ответственность поставленной перед ними задачи. Принимающая сторона, стремясь наладить сотрудничество, делала все возможное, чтобы пребывание гостей на индийской земле было как можно более комфортным и познавательным.
По индийскому обычаю гостям при встрече преподносили огромные гирлянды из роз, которые надевали на шею. Приветственные речи, проникнутые искренней симпатией, рукопожатия и улыбки служили залогом не только налаживания контактов в сфере кинематографии, но и дальнейшего развития советско-индийских дружественных отношений. На митинге в Бомбее Черкасов и Пудовкин удостоились встречи с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, что говорит о значимости, которую правительство Индии придавало визиту гостей из далекого Советского союза.
Бомбейские газеты посвятили пребыванию в городе киноделегации множество статей, отмечая, что «советский кинофестиваль уничтожит все преграды, созданные между искусством и культурой двух великих добрососедских стран».
Очень емкую характеристику дал Черкасову журнал «Blitz Newsmagazine», в котором была опубликована его фотография с подписью: «Николай Черкасов, артист, марксист, гуманист».
Неизгладимое впечатление произвели на Черкасова встречи с людьми искусства, коллегами кинематографистами. На страницах книги калейдоскопом сменяются города, имена, беседы, приветствия и впечатления.
Сильные эмоции вызвал просмотр фильма «Афсар-ревизор», поставленного по комедии Гоголя, в котором большинство персонажей были в национальных костюмах, Добчинский и Бобчинский исполняли музыкально-танцевальные номера, а введенная в сценарий вторая дочь Городничего запомнилась американским танцем с Хлестаковым.
В Калькутте знаменитый танцор Удай Шанкар, выступавший перед гостями со своей небольшой труппой, удивил пластичностью и редкой выразительностью своего балета. В Дели на приеме, устроенном секретарем министерства иностранных дел Кришна Меноном, брат Удай Шанкара Равиндр, поразил музыкальными импровизациями. Известный бенгальский художник Джамини Рой познакомил Черкасова и Пудовкина со своими произведениями, вдохновленными народным искусством.
«Мы сидели на табуретках и одну за другой рассматривали его картины. Художник подарил нам глиняные изделия народного творчества, раскрашенные им самим» — вспоминает актер. Известно, что художник использовал только природные краски, для его работ характерны органичные цветовые сочетания, орнаментальность и примитивизация форм.
Есть определенная доля вероятности, что глиняная декоративная тарель, украшающая «уголок Черкасова» в музее «Келломяки-Комарово», является работой этого прославленного мастера.
Композитору Салилу Чоудхури с его замечательным хором Черкасов подпевал в полный голос, чем вызвал восторг индийской публики.
В каком бы городе ни происходили встречи, кто бы ни был организатором, «из зала — мы это ощущали — шла волна симпатии, любви к представителям советского народа». Конечно, не только официальные приемы и публичные выступления были составляющими индийской поездки.
Это парадная сторона визита, но была и другая Индия, бывшая британская колония, только что получившая независимость и разделенная по религиозному принципу на Индию и Пакистан. Переполненная беженцами, истощенная войной страна. Страшная нищета, антисанитария, эпидемии, безграмотность, запутанность кастовых и религиозных взаимоотношений и голод в стране с колоссальными природными и человеческими ресурсами.
За сорокадневное пребывание в Индии советская делегация, конечно же, не могла не познакомиться с этой стороной жизни молодого государства. Черкасов вспоминал, как в одном из вокзальных буфетов им подали мясо с червями. Холодильника нет, жара, вот пища и испортилась. Ничего особенного. Возмутительные предрассудки, бытующие в народе, невозможно было осознать человеку другой цивилизации.
Черкасов писал: «В деревнях, в которых мы побывали во время своих поездок, нам говорили, что почти четверть населения Индии принадлежит к касте «неприкасаемых», то есть людей, которые могут заниматься только черной, грязной работой. Эти «неприкасаемые» убирают нечистоты и питаются пищей, которая остается от людей более привилегированных каст. Если ты родился в касте «неприкасаемых» и нищих, то каким бы ты ни был гением и талантом, «пробиться в люди», получить какую-нибудь чистую работу почти невозможно, ибо это не положено по обычаю».
Кастовые предубеждения вынуждают индийцев заниматься только определенными ремеслами. Человеку запрещено выполнять какую-либо работу, выходящую за пределы допустимого в его касте.
В экспозиции музея «Келломяки-Комарово» представлены 14 статуэток, привезенные Черкасовым из Индии. Эти небольшие фигурки, выполненные из дерева местными мастерами-кустарями, представляют разные антропологические типы и разные виды индийских профессий. Все статуэтки раскрашены яркими красками, одежда, атрибуты детально проработаны.
Обращает на себя внимание фигурка Шивы, облаченного в тигровую шкуру. Шею его обвивает змея, в руке трезубец — тришула. Это не совсем традиционное изображение отражает сложную и многообразную картину индуистской религиозной иконографии. Среди представленных статуэток выделяются женские образы, характерные и броские. Ответ, почему индианки так нарядно одеты, дает Николай Черкасов: «Бесправие женщин в Индии поистине вопиюще. Оно характеризуется хотя бы следующим: женщина владеет тем имуществом, которое надето на ней, в буквальном смысле этого слова». Вдова никогда уже не может выйти замуж.
Описание похорон простого человека, которое мы находим на страницах книги и блокнота, поистине удручает. Вдова даже не может присутствовать на погребальной церемонии. Индийцы влачат настолько нищенское существование, что средств едва хватает на кремацию трупов. Дрова стоят дорого — 16 рупий, для бедной семьи это непосильная трата. «Добродушные, покорные люди», они даже не плачут. Когда догорит костер, пепел сметут в реку, и он смешается со священной водой Джумны. И это трагическое действие происходит в поистине великолепных декорациях, на фоне одного из семи чудес света — Тадж-Махала, потрясающего воображение памятника вечной любви.
Изысканная красота архитектуры, великое прошлое, культура, уходящая корнями в глубокую древность, огромный экономический потенциал и безысходная нужда основной части населения, такой увидел Индию Николай Черкасов. Увидел и полюбил, потому что нельзя не полюбить эту гостеприимную, искреннюю, щедрую, солнечную страну. Страну, где у детей такие красивые и умные глаза.
Сегодня частичку далекой Индии, привезенную из поездки Черкасовым, вы можете увидеть в экспозиции музея «Келломяки-Комарово».