Найти тему

«Русский зверь» спасает Элладу: Бе-200ЧС помог тушить пожары в Греции

Оглавление

Летом 2021 года самолет-амфибия Бе-200ЧС в течение двух месяцев выполнял пожаротушение в Греции – над континентальной частью страны и островами. Он совершил более 60 вылетов и сбросил суммарно более 5 тыс. тонн воды. За мощь, высокую эффективность и маневренность греческие СМИ прозвали самолет «Русским зверем».

Лето 2021 года выдалось в Греции очень жарким: в некоторых районах была зафиксирована температура выше 45-47° С. Следствием такого аномального зноя стали лесные пожары, достигшие огромных масштабов. В начале августа премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил: «Последние дни были одними из самых тяжелых для нашей страны на протяжении десятилетий. Мы отдавали и отдаем все силы борьбе. Но перед нами стихийное бедствие беспрецедентных масштабов: за несколько дней во всех уголках Греции вспыхнуло 586 пожаров. Пожаров, которые из-за жары и многомесячной засухи сейчас очень трудно потушить».

По его словам, основной проблемой, вызвавшей столь масштабное бедствие, стали глобальные изменения климата. «Очевидно, что климатический кризис стучится в двери всей планеты с пожарами, которые длятся неделями, – сказал Кириакос Мицотакис. – Это объяснение, а не отговорка или оправдание. И я скажу ясно: мы, может, сделали то, что было возможно для человека, но во многих случаях этого оказалось недостаточно». По словам греческого премьера, «масштабы катастрофы, особенно на острове Эвбея и в Аттике, омрачают сердца всех нас». Он также отметил, что многие страны помогли Греции ресурсами и персоналом. «Благодарю их за солидарность», – сказал Кириакос Мицотакис.

Международное авиакрыло, борющееся с пожарами в Греции, насчитывало 22 самолета и 12 вертолетов. Большая часть этих пожаротушителей собралась на Пелопоннесе к первой декаде августа, когда площадь лесных пожаров стала резко нарастать. К тому времени российский самолет-амфибия Бе-200ЧС уже налетал около 100 часов, оказывая помощь в тушении пожаров в Греции.

Встреча с душой

Таганрогские летчики и специалисты с греческими коллегами на аэродроме Элефсис
Таганрогские летчики и специалисты с греческими коллегами на аэродроме Элефсис

Бе-200ЧС с бортовым номером 21512, принадлежащий Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу (ТАНТК) им. Г. М. Бериева, прибыл 30 июня 2021 года из Таганрога на аэродром военной авиабазы в городе Элефсис в 20 км к северо-западу от Афин.

«На авиабазе группу специалистов из Таганрога встречали представители греческой стороны», – рассказывает летчик-испытатель ТАНТК им. Г. М. Бериева, заслуженный летчик-испытатель России Евгений Юрасов. – Достаточно быстро были проведены пограничные и таможенные процедуры, предварительно оговорены дальнейшие планы. Для проживания личного состава группы были забронированы места в гостинице в городе Элефсис в 15 минутах езды от авиабазы. От греческой стороны были выделены три координатора, в прошлом летчики, имеющие большой опыт в борьбе с пожарами».

Остались довольны подготовленными для работы условиями и сопровождавшие самолет специалисты. «Для размещения бригады специалистов ТАНТК им. Г. М. Бериева на авиабазе Элефсис был специально построен городок, состоящий из нескольких домиков, – говорит заместитель начальника летно-испытательного комплекса ТАНТК им. Г. М. Бериева Сергей Полосинов. – Сразу было видно, что к вопросу организации размещения представители греческой стороны отнеслись не формально, можно сказать с душой. Все было продумано и оборудовано таким образом, чтобы нам было удобно там находиться и работать в течение длительного времени».

По рассказу Сергея Полосинова, на авиабазе была забетонирована площадка для строительства мини-городка бериевцев. По отметкам на бетоне было видно, что домики несколько раз перемещали, чтобы организовать удобный дворик посреди городка, а не нагромождение строений с узкими проходами. Над двориком было натянуто три тента для создания тени. Во дворике расставили стол и стулья для отдыха.

Всего на площадке располагались один большой и четыре домика поменьше, а также одно хозяйственное помещение с туалетами, душами, умывальниками, стиральной машиной и бойлером. Все домики оборудовали кондиционерами. Также имелся внутренний телефон и сеть Wi-Fi.

Большой домик бериевцы использовали и как столовую, и как комнату для совещаний. В нем на стене была закреплена карта Греции, а также доска для записи различной информации, необходимой при выполнении полетов, дежурства самолета. Домики для размещения личного состава также были оснащены мебелью. Имелись даже кровати для отдыха экипажа.

От рассвета до заката

Комфорт комфортом, но главным для бериевцев в Греции было тушение пожаров. «В состав летных экипажей входили два пилота, бортоператор специальной системы пожаротушения, координатор и штурман. Для обеспечения возможности ежедневной работы в соответствии с контрактом было сформировано два экипажа, – говорит Евгений Юрасов. – Первые два полета были ознакомительными, но уже во втором экипаж принял участие в тушении реального пожара по просьбе греческой стороны. Третий полет планировался тоже как ознакомительный, но опять же по просьбе греческой стороны мы выполнили тушение пожара в районе острова Крит».

Так начал выполняться договор на оказание услуг по тушению лесных пожаров на территории Республики Греция, заключенный между Министерством защиты граждан Греции, отвечающим за организацию мероприятий по борьбе с природными пожарами, и Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина. Подготовка договора велась при поддержке представительства госкорпорации (ГК) Ростех в Греции. Отправной точкой были переговоры между российской делегацией, возглавляемой первым заместителем генерального директора ГК Ростех Владимиром Артяковым, и заместителем министра защиты граждан Греции Никосом Хардалиасом в марте 2021 года.

Дальнейшая работа экипажей Бе-200ЧС выполнялась в соответствии с заранее разработанным графиком. Дежурство начиналось за 30 минут до рассвета и заканчивалось через 30 минут после заката. По условиям контракта самолет должен был взлететь не позднее получаса после получения сигнала о пожаре. Оба таганрогских экипажа всегда вписывались в этот норматив.

Рабочее время летного состава составляло примерно 17-18 часов в день, из них полетное время иногда достигало 12 часов, за которые выполнялось до 60-70 заборов-сбросов воды. Технический состав на авиабазе Элефсис работал иногда до 20 часов в день, проводя обслуживание самолета при необходимости даже в ночное время.

«Каждое утро по дороге на базу проезжали по безлюдным улицам. При въезде на авиационную базу проходили контроль на КПП. Это были вооруженные автоматами охранники. При этом отношение к нам было дружелюбное, – делится своими воспоминаниями Сергей Полосинов. – Возвращались мы в гостиницу после окончания дежурства также по темным, безлюдным улицам. В гостинице в это время нам встречался только дежурный на стойке размещения гостей».

На предельно малых высотах

Через полчаса после захода солнца, когда заканчивалось дежурство, технический состав приступал к обслуживанию Бе-200ЧС и устранению замечаний и дефектов, полученных в течение летной смены.

«Представители греческой пожарной службы и Министерства защиты граждан были очень довольны работой Бе-200ЧС и нашей команды, – говорит Сергей Полосинов. – Когда мы останавливались для проведения на самолете планового периодического технического обслуживания, представители греческой стороны просили нас побыстрее закончить ремонт и продолжать работу по борьбе с пожарами».

Всего за период работы в Греции был выполнен 71 полет Бе-200ЧС с общим налетом 197 часов 30 минут. В этих полетах были выполнены 828 сбросов воды. Экипажи Бе-200ЧС выполняли пожаротушение по всей материковой и островной Греции. Полеты проходили, как правило, в горной и холмистой местности, а также и над городами. Условия работы осложнялись высокими температурами, сильными ветрами и турбулентностью. Большая часть полетов выполнялась на предельно малых высотах, что накладывало на экипаж дополнительную психоэмоциональную и физическую нагрузку.

Варимбомби в огне

-3

Особенно востребованным Бе-200ЧС оказался в период массового разрастания пожаров в первой декаде августа в северном пригороде Афин – в районе городка Варимбомби.

Пожар там начался днем 3 августа. Были эвакуированы жители нескольких поселений, перекрыто движение по автостраде №1. Дым из Варимбомби накрыл Афины. На следующий день замминистра Никос Хардалиас сообщил: «По первой оценке, площадь пожара составила 12 500 стремм (1 250 га). Что касается ущерба, по первой оценке, которая должна быть подтверждена компетентными службами, 76 домов серьезно повреждены, 18 домов повреждены частично. Также серьезные повреждения есть на 27 предприятиях района. 82 машины уничтожены полностью, 64 частично повреждены».

C пожара близ Варимбомби начался новый большой лесной пожар севернее Афин, приближавшийся к столичным районам Кифисия, Филотея и Психико. Экипаж Бе-200ЧС был поднят на ликвидацию этой угрозы. Температура воздуха в тот день превышала 40 С. «Больше ни один самолет, за исключением Бе-200ЧС, не мог выполнять задачи», – уточняет Евгений Юрасов. – Условия работы кроме высокой температуры осложнялись сильным ветром и задымлением местности, а также большим количеством препятствий в районе пожара в виде высоковольтных линий и различных вышек. Но, несмотря на все сложности, экипаж успешно справился с поставленной задачей».

Бе-200ЧС с бортовым номером 21512, принадлежащий Таганрогскому авиационному научно-техническому комплексу (ТАНТК) им. Г. М. Бериева, прибыл 30 июня 2021 года из Таганрога на аэродром военной авиабазы в городе Элефсис в 20 км к северо-западу от .а курсах, недоступных для других самолетов. «Мы имеем опыт работы в сложной местности в Португалии, в Италии. Самолет за счет маневренных характеристик показывает свою эффективность в условиях высокой турбулентности, в горных районах», – добавил Евгений Юрасов.

Возвращайтесь!

Погодные условия стали тяжелым испытанием и для самолета, и для людей. «Порой температура воздуха поднималась до 48° С, а при работе самолета в районе пожара она была еще выше, – вспоминает Сергей Полосинов. – Наклейки и логотипы в носовой части самолета все оплавились. Ночью температура опускалась до 30° С. К концу дня одежда специалистов бригады и летного состава была мокрой. Предоставленная нам греческой стороной стиральная машина оказалась очень актуальной».

Полностью выполнив все поставленные задачи по пожаротушению, Бе-200ЧС № 21512 завершил свою миссию в Элладе 24 августа. Греческая сторона выразила бериевцам искреннюю признательность за их работу в Греции. Помощь таганрогских летчиков в тушении пожаров в особо сложных условиях была значительна, за что все их греческие коллеги благодарили пилотов Бе-200ЧС.

Текст: Евгений Юрасов, Сергей Полосинов