Зима, скоро Новый год (надеюсь, моя лодка готова), надо бы что-то культовое и зимнее. И тут я с удивлением заметил, что мы до сих пор не обсудили «Охотники на снегу» Питера Брейгеля. Ну, собственно, поехали!
Картина удивительная. И довольно манипулятивная: как правило, вы сперва посмотрите в левый нижний угол и продолжите осматривать по диагонали в правый верхний угол. Все хорошо, так Брейгель рассказывает историю-зарисовку выдуманной голландской деревни суровой зимой 1565 года.
Уставшие и подзадолбанные охотники возвращаются домой. Охота прошла неудачно, поймали одну лису на всех, увы и ах. А деревенька живет своей жизнью: сзади охотников мы видим, как семья готовится коптить свинью (а значит на картине декабрь-январь, до этого момента зверюшек откармливали), а уж сколько всего там, вдали от наших неудачных товарищей.
Прежде всего удивляют события на льду. Там играют в керлинг. И хоккей. В 16 веке. Чего?
На самом деле Брейгель изобразил старинную игру «кольф», это прародитель гольфа, игрался на льду: клюшкой гоняешь мяч в ямку, ничего сложного. А вторая игра называется «айсшток», предок керлинга, здесь перепутать сложно.
Еще одна интересная деталька – пожар совсем далеко от нашего пригорка. Брейгель добавил жизни и событий, разнообразил скучный фон.
А справа у нас горы – выдуманные, в Голландии таких нет, скорее всего срисовал с Альп во время своих путешествий.
И еще важная вещь, которую художник достигает с помощью ландшафта – это холмы с деревьями, которые создают вторую диагональ на картине, из нижнего правого края в верхний левый. Сделано это для глубины и объема, Возрождение уже пришло окончательно, никаких плоских икон.
И да, это мало того пейзаж (без христианских сюжетов), так еще и крестьяне на картине. Это было настолько редко для картин тех времен, что Брейгеля прозвали «Мужицким», он часто рисовал простых мужиков.
Полотно входит в цикл «Времена года», состоящий по разным оценкам из 6 или 12 картин. До нас дошли только 5, поэтому ху ноуз. Весь цикл был заказан местным богачем, который задолжал казначейству и отдал в качестве залога все картины цикла. В закрытых залах казначейства они и пылились, Брейгель больше своей работы не видел.
Вот такой портрет своего мира, пейзаж истории изобразил Питер Брейгель Старший (это важно, его сыновья Питер и Ян тоже были художниками, как и внуки, как и правнук). Какая все же техника, как тонко он выписывает даже самые мелкие и ненужные детали.
И только маленький вопрос – а почему нет теней на картине?