Найти тему
Христианство и смысл жизни

Как вести себя постящемуся христианину в пост, оказавшемуся в компании не постящихся?

Оглавление

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6: 19-21).

В наше время в новогодние праздники, когда ещё идёт период Рождественского поста, часто постящемуся христианину можно оказаться за одним столом с людьми, не придерживающимися поста, да может быть и вообще не верующими. Например, на новогоднем корпоративе в организации, где вы работаете, могут присутствовать люди разные и постящиеся, и не постящиеся. Что делать в таком случае? Как и вообще в других ситуациях, в этом случае стоит руководствоваться духовным разумом, а не плотским мудрованием, думать не о себе, а о том, как угодить Богу и ближним, как поступить по любви к Богу и ближним, а не по эгоизму и своим похотям. Люди, не постящиеся радуются празднику, не следует портить им настроение своим унылым видом, читать нотации, почему нужно держать пост. Как говорит Апостол Павел: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога.» (Рим. 14: 3-6). Каждый человек свободен в своём выборе. Не следует осуждать вообще ни одного человека, а почитать себя ниже всех; «итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;» (Мф. 18: 4).

-2

Лучше меньше уделять этому вопросу внимания, чтобы не ставить его во главу угла. Лучше рассказывать о вере в Господа Нашего Иисуса Христа, если это конечно будет интересно окружающим. Потому что не всегда людям, не ведущим духовную жизнь, интересны разговоры о вере. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.»

-3

Лучше конечно не нарушать пост, сохраняя верность Спасителю, если есть такая возможность, и на столе присутствуют постные блюда. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.» (Лк. 16: 10). Главное не привлекать к себе особого внимания. А если постных блюд нет, и (или) вам настойчиво предлагают, чтобы вы поели, то, думаю, можно съесть немного, но не потакать своим похотям, сделать это из любви к ближним, чтобы не смущать окружающих людей. «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» (Рим. 13: 13-14). Думаю, тогда можно съесть немного скоромной пищи с самоукорением, и потом покаяться перед Господом. Святые отцы так и поступали ради любви к ближним могли нарушить пост, потому что надеялись не на свои дела, а на Господа и Его милосердие и имели духовную добродетель рассуждения. Например, известен случай из жития святителя Спиридона Тримифунтского. Однажды в Великий пост к нему постучался странник. Видя, что путник очень утомлён, он сказал дочери, чтобы обмыла ему ноги и предложила поесть. Но у них дома не было запасов еды, потому что святитель вкушал пищу в пост только один раз в неделю. Тогда святитель Спиридон сказал дочери поджарить, имевшееся в запасе солёное свиное мясо, и усадив за стол странника, принялся за трапезу и предложил ему подражать себе. Но последний отказался, сказав, что он христианин, на что святитель ответил ему: «Для чистых все чисто;» (Тит. 1: 15). Но потом, насколько известно, святые отцы налагали на себя ещё более строгий пост. И после этого лучше покаяться и исповедать этот грех в таинстве Покаяния (Исповеди), что нарушили пост, чтобы всё было честно и открыто, и совесть не мучила. А если уж не получилось съесть немного, а по немощи человеческой стали потакать своим похотям, то, конечно в этом нужно укорять себя, каяться и исповедаться, и пусть это будет для смирения, чтобы надеяться не на себя, а на милость Божию.

-4

А если кто-то из присутствующих будет плохо говорить о вере во Христа, что делать в таком случае? В этом случае, конечно же молчать не следует, а необходимо сказать слову в защиту веры, в защиту Христа-Спасителя; только, думаю, без оскорблений, аргументированно, чтобы не было конфликта, или вежливо попросить, чтобы злословящие Христа оставили своё мнение при себе. А бояться осмеяний с этим связанных и молчать, это будет неправильно по отношению ко Спасителю, Который пошёл ради нас на крестную смерть. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.» (Мк. 8: 38). Наоборот, если терпите осмеяния ради Христа, то это очень хорошо, за это человека ждёт награда на небесах. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф. 5: 11-12). Если же люди продолжают это делать, то, думаю, лучше покинуть эту компанию, чтобы не слушать злословия в адрес Господа Иисуса Христа. «Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея. Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя. И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне, и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу. О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.» (Псалом 68: 7-12). Думаю, что это будет честно перед Господом, да и у святых отцов об этом говорится.

-5

«Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».» (Мф. 25: 23).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!