Найти в Дзене
ВТБ Страна

Москва глазами художников: от Поленова до Пименова

Оглавление

Тихие старые дворики Поленова, величественные соборы Васнецова, широкие проспекты Пименова — Москва может быть очень контрастной. Прогуляемся по московским уголкам и посмотрим, как писали столицу разные художники.

Василий Поленов, «Московский дворик»

Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Этот вид Поленову открывался из квартиры, которую он снял в Москве. «Я ходил искать квартиру. Увидал на двери записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его», — рассказывал художник про первоначальный этюд, из которого выросла картина.

На картине Поленов изобразил церковь Спаса на Песках рядом с Арбатом, которая существует и сейчас. Образ Москвы второй половины 19-го века удивляет укладом жизни, очень похожим на деревенский. Мы видим детей, которые играют на лужайке, а в отдалении женщина несет ведро воды, гуляют куры и лошадь.

Поэтическая ткань живописи «Московского дворика» во многом соотносится с описаниями природы у Тургенева, любимого писателя Поленова. Неслучайно вторая версия «Московского дворика», подаренная художником писателю, всегда висела в рабочем кабинете Тургенева в Париже.

Константин Юон, «Лубянская площадь зимой»

Константин Юон. «Лубянская площадь зимой», 1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Константин Юон. «Лубянская площадь зимой», 1905 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

В своей работе Константин Юон изобразил оживленную Лубянскую площадь начала 20-го века. Пространство картины заполнено людьми, многие из которых едут на запряженных лошадьми санях. Вдали виднеются и трамваи — так сходятся старый и новый виды транспорта.

Атмосфера картины одновременно оживленная и мрачная. Яркий белый снег контрастирует с синевато-серым небом, в котором кружат черные птицы. Художник будто передает ощущение тревоги и неуверенности революционного года.

Здесь же мы видим архитектурные памятники старой Москвы — проломные Владимирские ворота, построенные в 16-м веке, Владимирскую церковь и Пантелеймоновскую часовню. В центре площади располагается фонтан, куда поступала питьевая вода. В 30-х годах 20-го века эти постройки были снесены.

Константин Коровин, «Москворецкий мост»

Константин Коровин. «Москворецкий мост», 1914 год, Государственный исторический музей, Москва © Public Domain
Константин Коровин. «Москворецкий мост», 1914 год, Государственный исторический музей, Москва © Public Domain

В этой картине Константин Коровин передает дух старой Москвы. Мы можем увидеть Москворецкий мост таким, каким он был с 1870-го по 1938 год. Отсюда открывается вид на Кремль, собор Василия Блаженного, колокольню Николаевского храма и старые дома, которые снесли в 1936 году.

Москва на картине теплая и радостная, наполненная солнечным светом. Здесь чувствуется движение и ритм города: по мосту в разные стороны идут люди, проезжает трамвай. Столица пульсирует, не останавливается, живет полной жизнью.

Интересна композиция картины: первый план свободный, а на противоположном берегу — тщательно прорисованная плотная застройка. Этим приемом художник показывает обширную перспективу московской городской панорамы с красивыми памятниками архитектуры, которые передают дух времени.

Аполлинарий Васнецов, «Новодевичий монастырь. Собор»

Аполлинарий Васнецов. «Новодевичий монастырь. Собор», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Аполлинарий Васнецов. «Новодевичий монастырь. Собор», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Этот этюд Васнецова наполнен радостью жизни и торжеством цвета. На небольшой картине художнику удалось передать настроение солнечного летнего дня. Центральная часть работы отдана белокаменному собору, величие которого подчеркивает стоящая рядом часовня. Золотые купола переливаются на солнце, а их блеск оттеняет изумрудная зелень деревьев. Небо на картине нежно-голубого цвета, в легких белых облаках.

Юрий Пименов, «Новая Москва»

Юрий Пименов. «Новая Москва», 1937 год © Государственная Третьяковская галерея
Юрий Пименов. «Новая Москва», 1937 год © Государственная Третьяковская галерея

Пименов не раз обращался к образу Москвы в своем творчестве, но именно «Новая Москва» стала самой известной, программной картиной художника. В этой работе Пименов запечатлел реконструкцию города и новый уклад жизни. Перед нами — широкий проспект со множеством машин и спешащих людей, возвышающиеся над улицами дома, а на первом плане — женщина за рулем как еще один образ новой реальности.

Необычен ракурс картины — он напоминает кадр из фильма. Художник приглашает зрителей проехаться по обновленным улицам и запечатлеть изменения, которые произошли с городом. Пименов помещает в полотно маленькие необычные детали — гвоздику на ветровом стекле, зеркало заднего вида, которые добавляют композиции обаяния.

В картине Пименов использовал манеру письма, похожую на импрессионизм. Это придает полотну воздушность, живость, помогает схватывать текущий момент. Мы можем ощутить движение, окунуться в быстрый ритм городской жизни и будто стать частью этой атмосферы.

Для справки:

Узнать, как выглядела Москва в прошлых веках, можно на картинах художников в Государственной Третьяковской галерее. Банк ВТБ является многолетним партнером музея. А до 9 января еще можно посетить выставку работ Юрия Пименова и рассмотреть, как художник изображал обновленную столицу.