31 декабря 1869 года родился Анри Матисс (1869-1954), один из величайших художников 20-го века. Несколько фактов о нём и его творчестве.
Анри Матисс всерьёз начал заниматься живописью в 21 год. Он лежал в больнице после операции по удалению аппендицита, а мать, чтобы сын не скучал, принесла ему бумагу и краски. Матисс, до того собиравшийся стать юристом, ещё некоторое время проработал в адвокатской конторе, но вскоре решил сделаться профессиональным художником.
Художник долго искал свой стиль. Начинал он как реалист, затем работал в техниках импрессионизма и пуантилизма.
Термин фовизм происходит от слова «дикий». Так один из критиков назвал творчество нескольких художников (в том числе и Матисса), выставлявшихся на Осеннем салоне 1905 года.
Одним из почитателей творчества Матисса стал русский коллекционер Сергей Щукин. Он сделался постоянным заказчиком художника, для которого после знакомства с Щукиным все материальные трудности остались позади. О картине "Арабская кофейня" Щукин говорил: «Эту картину я люблю больше всех остальных и смотрю на нее каждый день по крайней мере в течение часа».
Одна из картин Матисса, которую намеревался приобрести Щукин, вызвала столько насмешек у критики, что коллекционер решил было отказаться от неё. Но, вернувшись из Парижа, передумал и послал телеграмму: "Сударь, в дороге я много размышлял и устыдился своей слабости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться. По этой причине я решил выставить Ваши панно. Будут кричать, смеяться, но поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен, может быть время сделается моим союзником и в конце концов я одержу победу..."
Панно Матисса «Музыка» Щукин собственноручно «подмалевал», закрасив детали, которые посчитал неприличными. Матисс, который впоследствии гостил в доме Щукина, сделал вид, что ничего не заметил.
Много лет Матисс был другом и соперником Пабло Пикассо. Незадолго до смерти он сказал ему: «Мы должны разговаривать как можно больше. Когда один из нас умрёт, останутся предметы, о которых другой не сможет разговаривать больше ни с кем».
Матисс был не только художником, но и скульптором. Он также работал в технике декупажа, создавая аппликации из цветной бумаги.
В последние десятилетия сиделкой, личным секретарём и любимой моделью Матисса была русская эмигрантка Лидия Делекторская. Она запечатлена на десятках рисунков и картин художника. Благодаря ей многие работы Матисса оказались в России.
Матисс работал до последних дней жизни, даже когда уже практически на вставал с постели.