Найти в Дзене

Подводные камни публикации через издательство

Оглавление

Вашу книгу заметили в издательстве и предлагают заключить договор. Или вы только хотите выйти на издательство и мечтаете заключить с ними договор. Не заключайте договор с издательством, пока не прочтете это!

В статье даю выдержку из самого полного обзора по этой теме, который я нашла, а в конце статьи делаю видеоразбор реального издательского договора. Букв много, но лучше выделить время и прочитать, чем потом кусать локти, подписав "кабальный" договор. Тут как с кредитом.

Какие подводные камни #для авторов могут тут быть?

Будьте внимательны при заключении так называемого договора заказа!

Многие издательства, предлагая автору стандартную форму договора, настаивают на заключении так называемого договора заказа. Если вы приносите в издательство уже законченное произведение, то не рекомендуется заключать договор заказа.

Почему? Договор заказа - это почти договор подряда. Вас подряжают - вы выполняете. Из самой формы такого договора следует, что издательство уже является обладателем имущественных прав и явилось заказчиком данного произведения.

Но ведь это не так. Поэтому рекомендуется в каком-то из пунктов договора вписать следующую фразу:

Произведение не создано в рамках выполнения служебного задания или по авторскому договору заказа.

При этом следует четко понимать, что по договору автор передает имущественные права - то есть права на публикацию и распространение его произведения. Если в договоре отдельно не отмечено, что имущественные права передаются исключительно (то есть автор не имеет права в течение срока действия договора передавать аналогичные права на это же произведение другим издательствам) - они считаются неисключительными. Неимущественные права (право автора называться автором своего произведения) по договору передаваться вообще не могут, потому что это запрещено законодательно.

Эксклюзивное сотрудничество и запрет на создание аналогичных произведений

Нужно понимать, что издательство - не благотворительный фонд. Это коммерческая структура. Поэтому некоторые издательства при составлении договоров сразу на несколько произведений или при составлении так называемого договора о намерениях, оговаривающих взаимоотношения автора и издательства на какой-то срок, требует так называемой эксклюзивности сотрудничества. За раскрутку вашего произведения они могут требовать с вас обязательства, не работать ни с какими другими издательствами.

С одной стороны, требования издательства на эксклюзивность сотрудничества, особенно если оно само на себя берет какие-то обязательства по "раскрутке" автора - вполне логичны и объяснимы. Но следует понимать, что с юридической точки зрения пункт о том, что автор не имеет права сотрудничать с какими-то другими издательствами (разумеется, речь идет не о тех произведениях, права на издание которых он уже передал первому издательству) - является несостоятельным. А вот пункт о том, что автор обязуется все свои вновь созданные произведения сначала предлагать для публикации первому издательству, а в случае его отказа имеет право предложить их другим издательствам - вполне корректен.

Не берите маленькие авансы!

Многие издательства очень любят включать в авторские договоры пункты о том, что авторам выплачивается какой-то ничтожный аванс - пятьдесят или сто рублей. Так вот, не берите эти деньги и вычеркивайте подобные пункты.

Если вы хотите получить деньги вперед - требуйте полноценный аванс (например, 20-30 процентов от общей суммы гонорара, который вы надеетесь получить). Но не берите копейки (точнее, не подписывайтесь под таким пунктом), потому что это может создать большие проблемы в дальнейшем.

Пока вы не взяли никакого аванса (особенно если правильно составлен документ) - в договоре не могут быть прописаны никакие серьезные штрафные санкции в случае непредоставления рукописи в срок. А если вы берете даже смехотворный аванс - все, уже наступает материальная ответственность. Поэтому отказывайтесь от маленьких авансов и требуйте убрать пункты о какой-то ответственности автора в случае непредоставления рукописи. Нет денег - нет ответственности.

Но если издательство согласно выплатить более или менее пристойный аванс - тогда они, конечно, уже имеют полное право потребовать выполнения соответствующих сроков и об этом в договор вписывается соответствующий пункт.

Однако и в этом случае внимательно следите за тем, чтобы ваша ответственность за срыв сроков была расписана вполне четко. Если встречается фраза "в случае непредоставления рукописи в срок к автору могут быть применены штрафные санкции в размере xxx процентов от чего-то там в день" - требуйте совершенно точно указать, что эти санкции не могут превышать полученной суммы аванса! Мало ли по каким причинам вы не сможете предоставить рукопись!

Если в договоре указано, что вы должны платить какую-то сумму за каждый день просрочки - вы так до конца жизни можете платить издательству.

Кроме того, требуйте исключить из штрафных санкций в случае непредоставления рукописи "упущенную выгоду издательства", потому что это очень опасный пункт: при желании упущенная выгода может быть раздута до небес. Если вы берете аванс и не выполняете сроки, указанные в договоре, или вообще не предоставляете рукопись - штрафные санкции не могут превышать выплаченный аванс. Этот пункт должен быть включен обязательно!

Авторское вознаграждение

-2

Это один из самых важных пунктов договора. Какие у издательства могут быть формы расплаты с автором? Как правило, используется три варианта:

  1. Заранее оговоренная фиксированная сумма, которая не зависит от тиража.

2. Авторские отчисления - обычно их называют роялти, хотя с терминологической точки зрения это не совсем верно, - которые устанавливаются в процентах от отпускной цены книги (учебника) издательства.

3. Комбинированная форма: автор по предоставлению рукописи получает какую-то фиксированную сумму и далее в процессе или после реализации тиража получает свои роялти (откуда, как правило, вычитается первоначальная фиксированная сумма, хотя и не всегда).

Первая форма используется нечасто. Потому что и издательству приходится идти на определенный риск, выплачивая деньги до реализации, и автор может проиграть в том случае, если реальный тираж его произведения будет больше ожидаемого. Тем не менее подобная форма существует. Она может иметь определенные вариации: например, автор с издательством договариваются об определенной сумме, но по приеме рукописи издательством автор получает, например, половину, а другую половину - через сколько-то месяцев после начала реализации. При этом следует иметь в виду, что в случае использования подобной формы оплаты в договоре нужно обязательно указывать максимальный тираж, которым издательство может выпустить даное произведение. (Это явно оговорено в Законе об авторских правах.)

Вторая форма - авторские отчисления - самая распространенная. И вот в ней как раз кроются основные проблемы для автора. Почему? Да потому что автор в жизни никогда не узнает, каким реальным тиражом продана его книга (учебник). Он может только предполагать.

Поэтому если в договоре указано только то, что автор получает авторские отчисления с тиража, которые составляют такое-то количество процентов, - дальнейшее получение гонорара и его размер зависят исключительно от доброй воли издательства. А она, эта воля, может быть не такой уж и доброй. Кроме того, если в договоре вдруг фигурирует пункт о том, что автор получает свой гонорар только после полной реализации тиража, он может вообще ничего никогда не получить, потому что у издательства "еще лежат ваши книги на складе". (Прецеденты, увы, были неоднократно.)

Как с этим бороться? Способ только один: в договоре четко указать сумму отчислений с минимального тиража, которым будет выпускаться книга (учебник), и включить пункт о том, что автор эту сумму получает в любом случае через какой-то установленный срок (три-шесть месяцев с момента сдачи рукописи). Причем обязательно требуйте выплаты определенных процентов с этой суммы (20-30 процентов) при приеме рукописи издательством. Остаток - через сколько-то месяцев, но безо всяких "в случае полной реализации тиража". Реализация тиража - задача издательства. Вас это не должно волновать. Тем более что речь в данном случае идет о минимальном тираже и минимальной гарантированной (ключевое слово) оплате.

Срок передачи имущественных прав

Еще один важный пункт в договоре, на который, как правило, не обращают внимания авторы. Практически в любом договоречетко указывается срок, на который вы передаете имущественные права. Некоторые издательства любят ставить сроки запредельные - например, пятьдесят лет. Если речь идет не об учебниках, то на подобные вещи нельзя соглашаться ни под каким видом (особенно если издательское право передается эксклюзивно). Передавайте права года на три. Пять - потолок. Была масса довольно неприятных прецедентов, когда авторы подписывали договоры на пятьдесят лет, издательство их произведения вообще не выпускало, а авторы даже не могли предложить их другим издательствам.

Имейте также в виду, что если в договоре не указан срок, на который переданы имущественные права, то такой договор может быть расторгнут автором через 5 лет после его заключения, но при этом автор должен письменно уведомить об этом противоположную сторону за шесть месяцев до расторжения. Как думаете, автор вспомнит об этом через пять лет? Автор забудет - договор пролонгируется еще на 5 лет автоматически. Неплохо?

Некоторые дополнительные тонкости

  1. Отмечайте в договоре, что автор должен утверждать дизайн обложки (особенно это актуально для художественных произведений) и название, а без его утверждения книга не может отправляться в печать.

2. Не отдавайте скопом права на перевод произведения и выпуск его за границей. Страны СНГ - да, это вполне нормально. А пункт "издательство имеет право переводить произведение и издавать его в других странах" в дальнейшем может сыграть дурную шутку. Если же издательство настаивает на этом пункте, требуйте отдельной оплаты за разрешение на перевод.

3. Вносите в договор пункт: "Издательство не имеет права производить собственными силами или требовать от автора жанровой переработки произведений в рамках настоящего договора". Это означает, что издательство не сможет использовать ваш текст, например, для радиопостановки, аудиокниги и так далее.

4. Сразу оговаривайте переиздания (особенно это касается учебников). Указывайте, что для любых переизданий будет заключаться отдельный договор.

5. Обязательно указывайте в договоре, в течение какого срока издательство обязано выпустить произведение (особенно если выплата гонорара привязана к выходу книги из типографии). Пишите, что если через заданный промежуток времени произведение не попадет в магазины - это автоматически вызывает расторжение договора. Полученный аванс в этом случае не возвращается.

Заключение

Очень внимательно читайте все пункты договора. Если какой-то из пунктов вызывает у вас сомнение - требуйте убрать или изменить его. Не стесняйтесь отстаивать свои права - к вам в издательстве будут относиться более уважительно. И помните о том, что какой-нибудь малозаметный пункт в договоре может в дальнейшем создать вам огромные проблемы. Не подписывайте договоры на бегу. Берите их домой и внимательно изучайте.

Если в договоре написано, что вы передаете издательству авторские права на пятьдесят лет, получая взамен только туманное обещание когда-нибудь выплатить авторские отчисления, и издательство категорически отказывается менять этот договор - пошлите такое издательство лесом. Всегдя можно найти другое более вменяемое издательство или напечатать книгу через платформы самиздата.

Если издательство отказывается в договоре устанавливать минимальную гарантированную сумму, равную авторским отчислениям от пятитысячного тиража, - не подписывайте такой договор.

Гонорары авторов - в руках авторов. Фраза "никогда ничего не просите, сами все дадут" не имеет никакого отношения к взаимоотношениям автора с издательством. Сами никогда ничего не дадут, поэтому вы должны уметь потребовать. И в данном случае, подчеркиваю, речь идет не о золотых горах непонятно за что, а о минимальном гонораре, на который вы как автор имеете полное право.

Всем успешного заключения договоров и больших продаж ваших книг!

Ну а пример разбора одного издательского договора смотрите ниже.